JBL 4429

Новое воплощение знаменитых студийных мониторов JBL 43 и 44-й серий вызывает устойчивое ощущение дежавю. Подойдя к этим мощным мониторам, я машинально решил проверить сохранность подвесов на басовиках. И опомнился только тогда, когда почувствовал под пальцами свежую резину — акустика совсем недавно 
сошла с конвейера

На фоне участников сравнительного теста напольных колонок, опубликованного в сентябрьском номере журнала (статья появится на сайте на следующей неделе), JBL 4429 выглядят странно. Как и все акустические системы, предназначенные для работы в студиях звукозаписи, они не укладываются в привычную домашнюю классификацию «напольные / полочные АС». Размер и форма их корпуса продиктованы не эстетическими соображениями, а исключительно расчетом объема, оптимального для правильной работы установленных динамических головок. Поэтому счастливому владельцу JBL 4429 придется озаботиться приобретением — а скорее всего, изготовлением — специальных подставок высотой около 40 см. Почему счастливому? Сейчас узнаете.

В нашей тестовой лаборатории оказалась уже третья пара из данной серии. На сей раз — серьезные трехполосные мониторы, сделанные по классическим канонам JBL. Это означает, что высокие и средние частоты озвучиваются рупорной секцией, бас же отдан на откуп привычному для компании 12-дюймовому динамику. Поскольку информации на русском либо английском языках о данной модели практически нет, для сбора сведений о конструкции 4429 нам пришлось идти на сайт японского отделения концерна Harman, прибегнув, естественно, к помощи автоматического переводчика. Начнем с использованных материалов. Высокочастотный излучатель 138Nd представляет собой купол из титана диаметром 1,9 см, нагруженный на маленький бирадиальный рупор и приводимый в движение неодимовым магнитом. На средних частотах в дело вступает 5-см купольный динамик с титановой диафрагмой, также работающей в рупоре, устье которого закрыто металлической сеточкой. Ну и, наконец, бас. В колонках установлен НЧ-динамик 1200FE-8 с 12-дюймовым конусом на резиновом подвесе. Мембрана сделана из целлюлозы со специальным покрытием, дополнительно увеличивающим жесткость диффузора. Все примененные головки разрабатывались в рамках проекта K2, а материал SonoGlass, из которого изготовлен рупор, родился в ходе работы над флагманской моделью JBL Everest D66000.

Корпуса из плит MDF толщиной 25 мм отделываются натуральным ореховым шпоном. По традиции часть передней панели ниже рупорной секции выкрашена в синий цвет. Изнутри ящик дополнительно усилен стяжками и ребрами жесткости, препятствующими образованию стоячих волн. Акустическое оформление низкочастотной секции — фазоинвертор, два его круглых порта выведены на переднюю панель. Частоты раздела на полосы близки к идеальным — весь основной диапазон, отвечающий за натуральное воспроизведение музыкальных инструментов и человеческого голоса, отдан среднечастотному рупору. По паспорту пищалка вступает в дело только на 7 кГц, а НЧ-динамик работает от 800 Гц. На передней панели есть также регуляторы отдачи на высоких и средних частотах. Функционируют указанные регуляторы эффективно, однако для прослушивания все они были выведены в 0.

Ввиду достаточно высокой чувствительности JBL 4429 наш усилитель Bryston B-100 справился с ними без проблем. С первых же тестовых треков мне стало понятно, что писать об этих колонках будет довольно-таки сложно. Будучи убежденным сторонником рупорных акустических систем, я немедленно восхитился их почерком. С одной стороны, они звучат абсолютно по-студийному, полностью нейтрально и с высочайшим разрешением во всем частотном диапазоне. С другой, здесь нет и намека на ту холодность, какую иногда ставят в вину студийной акустике. Дескать, работать с ней хорошо, слышны все «звуки музыки», а вот использовать для получения удовольствия — совершенно невозможно. Так вот, JBL 4429 — стопроцентно домашние АС, увлекающие тебя моментально. Высокое разрешение в сочетании с отличной скоростью позволяет им создавать убедительнейшую звуковую стену, распахивая двери в иллюзорный концертный зал. Конечно, из-за рупорного оформления и широкой лицевой панели у закоренелых аудиофилов могут возникнуть некоторые вопросы к формированию сцены, но скажу прямо: человек, посмевший поставить подобную мелочь в вину этим замечательным мониторам, имеет явно искаженные приоритеты в области звуковоспроизведения. Если же все-таки раскладывать саунд на составляющие, то сразу отмечаешь хорошо настроенный бас. Партии бас-гитары Гленна Хьюза с «Building the Machine» выстреливают с пулеметной скоростью. На диске Гэри Мура «Scars», отличающемся преобладанием низкочастотного диапазона и записанном с очевидным превышением уровня, акустика демонстрирует способность удерживать в узде самые разнузданные творения современных звукорежиссеров — никакого гудения либо затягивания музыкальных событий. По глубине проникновения в нижние октавы мониторы дадут фору некоторым напольникам из данной ценовой категории, хотя следует признать, что достать до пресловутых 20 Гц им тоже не удается. Тем не менее при условии установки колонок на соответствующие подставки высотой не более 40 см и их использовании в помещении до 25 м2 покупатель получит бас, близкий к идеальному. Имеющиеся в нашей лаборатории подставки оказались выше ростом, примерно 60 см, но даже в этом случае удар бочки в сингле «Big Gun» AC/DC сотрясал внутренности. Как это обычно и бывает с хорошими студийными громкоговорителями, для получения недостающих 10—15 Гц с тем же качеством вам придется потратить в два раза больше и купить следующую по старшинству модель JBL 4338, оборудованную уже 15-дюймовым басовым излучателем. Как говорил один из известных западных разработчиков акустики, «You get the bass right and the rest will follow» («добейтесь правильного баса, а остальное приложится»). Отличной иллюстрацией этого тезиса служат JBL 4429. В симфонических произведениях изумляет не только цельность и слаженность игры оркестра, столь трудно достижимая в домашних условиях, но и правдоподобие тембров струнных. Колонки щелкают сложнейшие тутти, словно семечки. Можно долго перечислять достоинства модели — хороший вокал, как мужской, так и женский, практическое отсутствие утомления при длительном прослушивании, высокая перегрузочная способность. Однако хочется вспомнить еще одно правило звуковоспроизведения: «garbage in — garbage out» («мусор на входе — мусор на выходе»), также иллюстрируемое этими мониторами, — разницу в качестве записи различных дисков они показывают просто с убийственной откровенностью. Причем, что важно, плохо записанные компакты все равно можно слушать, никакой дополнительной компрессии в сигнал акустика не вносит, но после такой убедительной демонстрации я начинаю понимать, почему многие предпочитают слушать музыку на виниле. К сожалению, скверных записей на CD существенно больше, чем качественных, тогда как с грампластинками, особенно выпущенными в 1960—70-е годы, наблюдается ровно обратная ситуация.

Результаты измерений

Измеренная на оси твитера на расстоянии 1 м амплитудно-частотная характеристика (рис. 1) обладает минимальной неравномерностью практически во всем частотном диапазоне. Незначительный положительный дисбаланс и флуктуации в ВЧ-области не смогут испортить восприятие музыкального материала. Встроенный кроссовер, благодаря очень широкому диапазону регулировок в 2 полосах (+3/-30 дБ в ВЧ-диапазоне и отдельно в верхней октаве), без проблем справился бы и с гораздо более серьезными частотными искажениями. Значение модуля сопротивления изменяется в широких пределах (рис. 2). Крайние по разбросу значения находятся на противоположных концах звукового диапазона частот. Максимальное значение превышает 100 Ом (этот пик находится чуть ниже 20 Гц), но минимум не опускается ниже 3,7 Ом (на 20 кГц). Значения нелинейных искажений (рис. 3) в среднем находятся на уровне 0,5% и остаются стабильными в очень широком диапазоне подводимых мощностей.

Паспортные данные: 
Тип – полочные акустические системы | Название – JBL 4429 | Частотная характеристика, Гц – 38—45 000 (–6 дБ) | Число полос – 3; частоты раздела 800 Гц, 7000 Гц | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 6 (минимум 6 Ом) | Чувствительность, дБ – 91 | Габариты одной колонки, см – 63,5 x 40 x 33,5 | Масса одной колонки, кг – 32,3

Оценки: 
Дизайн – 90% 
Качество изготовления – 95% 
Звучание – 90% 
Эргономика – 90%

Итоговая оценка – 90%

Плюсы: интересное масштабное звучание 
Минусы: требуются подставки высотой 40 см, чуть ограниченный бас, утилитарный дизайн

Вывод: 
Если вы любите звук классических рупорных мониторов JBL, то вас ждет приятный сюрприз — новые 4429 ни в чем им не уступают!

Александр Чечелё

About Author

Posted in JBL

Добавить комментарий