Активный сабвуфер Tannoy TS2.12

Десять лет назад в моей семье появился зять родом из Дублина, учившийся в Лондоне. Данный обзор я редактировал во время визита к нам нашей дочери с внуками и Джастина очень заинтересовал тот факт, что я пишу про сабвуфер от Tannoy. Он напомнил мне, что в Великобритании и Ирландии Tannoy давно уже стало нарицательным именем для систем общественного оповещения, подобно тому, как Hoover ассоциируется с любым пылесосом, неважно, кем конкретно он сделан. Хоть Джастин и отметил, что подобное восприятие марки Tannoy немного олдскульно, но тот факт, что я составляю обзор громкоговорителя для журнала аудиофилов, немного раззадорил меня.

Цена $921

Осведомленность моего зятя с положением Tannoy на Британских островах позволила мне познакомиться с продолжительной историей компании в бизнесе по производству колонок: ее основание в 1926 году и ее ключевой роли в снабжении британских вооруженных сил в 1940-х. В свете этих воспоминаний мой опыт использования сабвуфера TS2.12 от Tannoy заиграл новыми красками!

Компактный и легкий

С габаритами 43,7 см в высоту, 42,5 см в ширину и 37,5 см в глубину и массой только 18 кг модель TS2.12 (921 долларов) имеет размеры, сходные с моим предыдущим сабвуфером-чемпионом SB13-Ultra от SV Sound, но только в два раза легче и чуть менее чем в два раза дешевле. В TS2.12 использованы сдвоенные излучатели 30,5 см наподобие тех, что использовались в сабвуфере DB-1 от Bowers & Wilkins. Их общая площадь равна эквивалентному динамику 45,7 см. Но в TS2.12 только один из этих излучателей подключается к усилителю, второй динамик является пассивным и согласно документам Tannoy называется Auxiliary Bass Radiator (ABR – вспомогательный бас-динамик). Второй динамик служит для балансировки первого и снижения вибраций корпуса. В конструкции обоих динамиков использованы конусы из из мульти-волокон и бутилкаучуковые кольца.

Встроенный 500-ваттный мостовой усилитель класса D управляется цифровым сигнальным процессором (DSP), который Tannoy называет трехпозиционным DSP с широтно-импульсной модуляцией. Он позволяет выполнить подстройку, оперируя в уже в цифровом пространстве, частоты разделения, фаз и коэффициент усиления. Встроенный эквалайзер позволяет усилителю работать на частотах ниже 30 Гц.

Корпус у TS2.12 сделан из двухслойной древесноволокнистой плиты средней плотности толщиной 25 мм с целью снизить паразитные вибрации и добавить массы для стабилизации корпуса. Как написано на сайте Tannoy – «Давление, генерируемое сдвоенным излучателем, потребовало выполнить конструкцию сабвуферов TS2 более тяжелой и более крепкой, чем у конкурирующих сабвуферов, т.к. типовая конструкция корпуса из 18-мм МДФ привела бы к неприемлемому уровню вибраций». Сочетание активного и пассивного излучателей в TS2.12 позволило сделать корпус закрытым и устранить неприятные призвуки, присущие некоторым сабвуферам с портом фазоинвертора.

На задней панели TS2.12 установлены разъемы и регуляторы типа «выставил и забыл»: разъемы линейных RCA-входов и выходов для правого и левого каналов, выключатель питания, разъем IEC для кабеля питания, регуляторы громкости и бесступенчатый регулятор фазы (0 – 180°), а также настройка кроссовера (верхней воспроизводимой частоты) с вариантами 50, 100, 150 Гц, и байпас. Возможность автоматического включения и выключения исключает необходимость трогать кнопки управления TS2.12 после того, как все настройки сделаны.

Стандартно Tannoy TS2.12 выпускается в цвете Темно-Серый Винил. За дополнительные 103 доллара можно заказать вариант Черное Сияние, который, как рассказывают, полируется вручную до зеркального блеска.

Комната, Установка, Замеры

Подключения Tannoy TS2.12 к моей системе не доставила как-либо неприятностей. Я поместил саб в правый передний угол комнаты и задействовал RCA-кабели для подключения к линейным выходам моего предусилителя Bryston BP-26 или же к встроенному усилителю Mark Levinson No.585. Края моих электростатических колонок Quad ESL-989 оказались на расстоянии 200 см от саба, левая колонка стояла на расстоянии 550 см от боковой стены, правая – 550 см от декоративной панели; от передней стены динамики отделяли 165 см. Лучше всего звук ощущался при прослушивании в области 240 см от Quad и 320 см от TS2.12.

Для написания этого обзора я перепробовал множество конфигураций использования основных колонок и усилителя. После небольших опытов я оставил настройки фильтра нижних частот в значении 50 Гц. Сперва я загрузил свои Quad полным диапазоном через двойной моноусилитель Mark Levinson No.334. Позже я использовал встроенный в него усилитель с настройками фильтра высоких частот второго порядка в 80 Гц и переключил кроссовер у TS2.12 на байпас. Это избавило колонки Quad от попыток воспроизведения низших басов и позволило играть более громко без искажений. Также я сравнил пары Quad-Tannoy и Revel Ultima Salon2s. Revel Ultima Salon2s – это отличные напольные колонки, воспроизводящие выдающиеся басы, сравнимые по качеству с некоторыми небольшими сабами, обзор которых я делал ранее.

Перед включением TS2.12 я замерил АЧХ комнаты по всему диапазону от Quad ESL-989 при помощи iTestMic от Studio Six Digital и модуля RTA (real-time analyzer) из их приложения AudioTools в границах 25 Гц– 200 кГц. В качестве тестового сигнала я воспользовался файлом, полученным от Кевина Воэкса из Revel – некоррелирующий розовый шум. Получилась АЧХ 25 Гц – 20 кГц с резонансными пиками на 80 и 40 Гц. Начиная с 40 и до 25 Гц АЧХ у Quad провалилась на 15 дБ (рис. 1; это место отмечено синей линией).

Рис. 1

После я включил TS2.12. Для начала я настроил уровень громкости так, чтобы колонки воспроизводили розовый шум в месте слушателя с силой 75 дБ по показаниям модуля SPL Meter из приложения AudioTools. После установки настроек фильтра нижних частот у TS2.12 в значение 50 Гц я поправил регулятор громкости, чтобы звук от саба был на уровне звука колонок: 75 дБ на 100 и 40 Гц, по показаниям модуля RTA из AudioTools. Ориентируясь на голос Стиви Никса в композиции «Landslide» с «Fleetwood Mac» (CD, Reprise 46702-2) я произвел точную настройку громкости на сабе и обнаружил, что, установив регулятор громкости на 7:45 часов, можно избавиться от искажений в голосе Ника, придав при этом исходную мощь бас-линии Джона МакВи.

Я повторил замеры АЧХ комнаты с подключенным сабвуфером TS2.12. На рис. 2 видно, что в диапазоне 40 и 60 Гц система улучшила свою отдачу, а также виден подъем на 31,5 Гц, выделенный синей линией.

Рис. 2

Включив как Tannoy, так и Quad, я воспроизвел набор НЧ-тонов с трека «Chromatic Scale» с диска «Editor’s Choice» (CD, Stereophile STPH016-2). Я слышал все тона отчетливо, так же как и 40 и 32 Гц тона с трека «Bass Decade Warble Tones» с этого же диска. Сигналы 31,5 Гц воспроизводились мягко без наложений; 25-герцовый тон не был слышен совсем.

Прослушивание

Выполнив все действия из вышенаписанного, я присел послушать связку Tannoy и Quad. Поначалу воспроизведение басов колонками Revel Ultima Salon2 превосходило все то, что могла предложить связка Quad-Tannoy. Поэтому я отбросил все предосторожности и перенастроил TS2.12 при помощи только моих ушей и длинного списка композиций. Мне пригодились файлы Джона Аткинсона (24-бит/88,2 кГц в формате AIFF) с записями Токкаты Органной Симфонии № 5 Видора, исполненной Джонасом Нордволом в Первой Церкви Объединенных Методистов в Портлэнде – так я добился, чтобы саб не создавал эффект направленного давления звука при воспроизведении нот начальных октав. Я чуть убавил звук, чтобы сделать звучание контрабаса Майкла Арнопола, открывающего «Too Rich for My Blood» с альбома Патриции Барбер «Café Blue» (CD, Premonition 90760-1) плотным и твердым, а не перегруженным или раздутым. Для этого потребовалось изменять настройки у Tannoy, возвращаться на место, оценивать и повторять затем до получения требуемого эффекта. После нескольких итераций я бы добавил громкость на TS2.12 c 7:45 до 9 часов.

При прослушивании своих любимых органных композиций я насладился передачей глубоких басов. Звучание Токкаты Видора было цельным, монитор в Audio Tool показал небольшой прирост в сегменте 32 Гц по сравнению с прилегающими частотами. Нижние педальные ноты, являющиеся фундаментом для сопрано из мотете «Pie Jesu» из Реквиема Джона Руттера с участием Тимоти Силига на «Turtle Creek Chorale» (CD, Reference RR-57CD), гремели со всей своей солидностью и авторитетом, появлялись звуки, не слышимые при использовании одних только Quad. Массивные ноты педальной клавиатуры, сопровождавшие исполнение органистом Джеймсом Басби «Master Tallis’s Testament» Херберта Хауэллса с альбома «Pipes Rhode Island» (CD, Riago 101) полностью заполнили собой комнату, создав ощущаемое давление воздуха. Но TS2.12 не смог выделить звуки от разных педалей в Gnomus из аранжировки Мусоргского «Картины с выставки» (CD, DOR-90117) в исполнении Жана Гийю. Не смог он уделить должное внимание 25 Гц-звукам, открывающим «Also sprach Zarathustra» Штрауса в записи Эрика Кунзела и «the Cincinnati Pops» с диска «Time Warp» (CD, Telarc CD-80106).

Звучание синтезаторов с Tannoy становилось значительно лучше, разборчивее, более музыкально и быстро. TS2.12 добавил выделение тональности в звучании контрабаса с синтезатором и контрафаготом в композиции «The Caravan Moves Out» из саундтрека к фильму Кундун от Филипа Гласса (CD, Nonesuch 79460-2). В саундтреке к Играм патриотов от Джеймса Хорнера Tannoy на славу удалить взрывные мелодии, чередующиеся с тревожной тянущейся смесью синтезатора, звона колокольчиков, тарелок и духовых (CD, RCA 66051-2) и еще лучше удалось зловещее сердцебиение, слышимое на протяжении всей композиции «Breathe» с альбома Pink Floyd «Dark Side of the Moon» (SACD/CD, EMI 82136-2).

Ударные приобрели упругость и темп, если ориентироваться на взрывное соло тамтама в исполнении Марка Уолкера в конце «Too Rich for My Blood» с диска Барбер «Café Blue». Басовая линия из кавера Grateful Dead «Friend of the Devil» в исполнении Лайла Ловетта с альбома «Deadicated: A Tribute to the Grateful Dead» (CD, Arista ARCD 8669) имела достаточный напор без утяжеления самого голоса.

Музыка, создаваемая парой Quad-Tannoy звучала наиболее динамично и объемно при подключении Quad через фильтр верхних частот усилителя. Больше всего это бросилось в глаза при прослушивании DSD64 файла Майкла Тилсона Томаса и Симфонического оркестра Сан-Франциско, исполняющего Симфонию № 7 Бетховена. Динамичность музыки и способность Tannoy TS2.12 преображать тембр каждого инструмента буквально взорвала меня. Кроме того, TS2.12 усилил объемность звучания, погрузив меня в атмосферу зала. Композиция Дэвида Боуи «Been So Long» с саундтрека к фильму Люди-кошки (CD, MCA MCAD-1498) воспроизводилась ч широчайшим динамическим диапазоном, и при этом я мог точно определить расположение инструментов по всей сцене: электрическая бас-гитара по центру, голос Боуи– слева, а справа доносился шум, похожий на царапанье кошек.

Что еще более важно, так это то, что TS2.12 не затмил воспроизведение колонками Quad сольное выступление пианино: высокие ноты Кита Джарретта из «True Blues» с альбома «The Carnegie Hall Concert» (CD, ECM 1989/90) не заглушались глухими постукиваниями его ног по полу.

Сравнение

Сабвуферы, которые я ранее подключал к своей системе для обзоров, включали B&W DB-1 (4500 долларов), SV Sound SB13-Ultra (1599 долларов) и Revel Ultima Rhythm2 (10,000 долларов). Достаточно забавно, что встроенные усилители только у Revel и Mark Levinson No.585 обладали такими фильтрами высоких частот, которые бы не искажали, ослабляли или же не подкрашивали бы звук, воспроизводимый через Quad ESL-989. С другой стороны, Tannoy обладает самым маленьким корпусом из этих четырех сабов, так что нет ничего удивительного в том, что АЧХ комнаты с ним показала просадку на частотах ниже 40 Гц. Остальные три саба передавали басы существенно ниже, до 25 Гц. Revel, B&W и SVS выдавали более точный и более плотный звуки в моей достаточно большой комнате.

TS2.12 лучше всего показал себя, когда колонки Quad были подключены к ML No.585 с включенным фильтром высоких частот на 80 Гц. Что заплатите, то и получите: у Revel Ultima Rhythm2 по сравнению с TS2.12 намного шире динамический диапазон, ниже воспроизводимые частоты, более плотный, точный и быстрый бас, но это – при более чем 10-кратной разнице в цене и почти 5-кратной разнице в весе.

Заключение

Хотя я понимаю, что небольшие габариты и малая масса TS2.12 накладывают свои ограничения на возможности воспроизведения органной музыки, но при точной настройке громкости воспроизведение оказалось на очень хорошем уровне. Его быстрые, музыкальные и четкие басы хорошо интегрировались со звуком моих Quad ESL-989s. Малышка TS2.12 стоит всего лишь 921 долларов, но обладает отменным качеством сборки, изящной отделкой и легкодоступными элементами управления – все на уровне более дорогих сабов, например таких как SV Sound SB13-Ultra.

Сама по себе цена на Tannoy TS2.12 не подразумевает наличие в комплекте поставки дополнительных принадлежностей или опций, которыми снабжены более дорогие сабвуферы –встроенного фильтра высоких частот, самонастраивающийся эквалайзера, микрофона для выполнения калибровки или пульта ДУ – и ведь мне пришлось потратить больше обычного времени на настройку и замеры. Но в конечном итоге опробование различных настроек громкости и кроссовера дало свои результаты. Прослушав различные записи, я могу подтвердить, что TS2.12 может снабдить качественными басами небольшое или среднее по размеру помещение, если включать основные колонки через хороший фильтр верхних частот.

Tannoy TS2.12 смог обеспечить деликатную поддержку моих Quad ESL-989s в плане расширения низких частот. Благодаря беспроблемному звучанию, весу и размеров, которые позволяют без усилий перемещать саб по комнате, надежной конструкции и превосходному внешнему виду я добавляю TS2.12 в мой список рекомендованных для приобретения бюджетных сабвуферов. Для тех людей, кто все еще ассоциирует Tannoy с громкоговорителями на железнодорожных станциях, TS2.12 станет настоящим открытием!

Технические характеристики

Тип: активный сабвуфер
Корпус: закрытый ящик с пассивным радиатором, расположенным сбоку
Излучатели: один 12″ вуфер, один 12″ пассивный радиатор
Входы: небалансный линейный вход LFE или стерео(RCA) for two channels, LFE or stereo. 
Выходы: небалансный линейный выход LFE или стерео
Настройки: регулятор громкости, регулятор фазы (0–180°), НЧ кроссовер (50 Hz, 100 Hz, 150 Hz, Bypass), переключатель Turn-On Mode (всегда включен или автоматическое включение), выключатель On/Off.
НЧ-фильтр: 12 dB/octave
Встроенный усилитель: class-D, 500W RMS, частотный диапазон: 21–150Hz, ±3dB.
Размеры: 440 mm В x 430 mm Ш x 378 mm Г
Внутренний объем: 37.5 l 
Вес: 18.2kg
Отделка: Finishes: Dark Grey vinyl; Black Gloss, add $103.
Цена: $921 
Производитель: Tannoy, MUSIC Group Innovation SC Ltd., www.tannoy.com.

Используемое оборудование

Аналоговые источники: Linn Sondek turntable with Lingo power supply, Linn Ittok tonearm, Spectral cartridge; Day-Sequerra 25th Anniversary FM Reference tuner.
Цифровые источники: Bryston BCD-1 CD player, BDP-2 media player with IAD sound board, BDA-2 DAC. Lenovo W510 laptop computer running Windows 7, Mark Levinson USB driver, JRiver Media Center 20.
Предусилитель: Bryston BP26.
Усилитель мощности: Mark Levinson No.334.
Интегральный усилитель: Mark Levinson No.585.
Акустические системы: Quad ESL-989, Revel Salon Ultima2.
Цифровые кабели: Digital: Wireworld Starlight Coaxial. 
Межблочные кабели: Bryston (balanced), Mark Levinson Silver & Red Rose Silver One, Pure Silver Cable, Totem Acoustic Sinew (single-ended). 
Акустические кабели: Coincident Speaker Technology CST 1, Pure Silver Cable R50 biwire double ribbon, QED X-Tube 400, Ultralink Excelsior 6N OFHC.
Дополнительно: Studio Six Digital iTestMic and AudioTools app for Apple iPhone 6 & iPad, ProMic1 Audio Analyzer; Torus Power Isolation Unit AO24-ACB-A1AB (120V, 20A max, 2400VA, 10 outlet).
Комната для прослушивания: 26′ L by 13′ W by 12′ H

По материалам издания Stereophile
Автор Larry Greenhill

About Author

Добавить комментарий