Тест акустики Martin Logan CLX Art

Если в США электростатические громкоговорители – вершина рынка High End и непременный атрибут дорогой системы, то в России к ним отношение пока осторожное. Зачастую эта осторожность – следствие недостаточного опыта общения с технологиями, отличающимися от привычных. Hi-Fi.ru решил воочию проверить, как обстоят дела с воспроизведением музыки у акустических систем MartinLogan CLX Art – единственных в номенклатуре фирмы, в которых работают только электростатические излучатели.

Электростатические акустические системы MartinLogan CLX Art

 

Взгляд в будущее

 

Первые электростатические АС компания MartinLogan выпустила в далеком 1983 году. Модель CLX Art – кульминация многих лет работы фирмы на рынке High End: акустика, которая, по словам компании, обеспечивает абсолютно натуральное воспроизведение музыки и невероятный уровень детализации. Напомним, что принцип работы АС электростатического типа заключается в излучении звуковых колебаний тончайшей мембраной, помещенной в электростатическое поле. Решающее преимущество таких колонок перед традиционными (с динамическими головками) – крайне низкий коэффициент нелинейных искажений (менее 0,05%). Акустические системы MartinLogan CLX Art стали квинтэссенцией этой технологии – колонки работают во всем слышимом спектре частот, используя только электростатические панели.

Электростатические акустические системы MartinLogan CLX Art

Итак, у MartinLogan CLX Art рама ArtFrame содержит два электростатических излучателя. Первый, фирменный Curvilinear LineSource (CLS) XStat – «полотно» размером 145 x 22 см. Он представляет собой выпуклый сэндвич, выполненный методом плазменной сварки в вакууме: всего слоев пять (ClearSpar – MicroPerf – Plasma BondedDiaphragm – MicroPerf – ClearSpar). Полукруглая форма обеспечивает широкую диаграмму рассеивания звука, а излучающие слои MicroPerf, в которых микроотверстий в два раза больше, чем в традиционных электростатических панелях, гарантируют высочайшую эффективность излучения. Прокладки ClearSpar обеспечивают постоянное натяжение диафрагмы. Вторая панель работает на бас, она называется DualForce и имеет размеры 144,8 x 29,2 см.

Электростатические акустические системы MartinLogan CLX Art

За разделение зон ответственности панелей отвечает фирменный фильтр Vojtko. Необходимые для работы излучателей условия создаются интерфейсным модулем с регулируемым источником питания и тороидальными силовыми трансформаторами. В электронных блоках использована бескомпромиссная элементная база – полипропиленовые конденсаторы, катушки с воздушными сердечниками, проводка из сверхчистой меди и тому подобное. Характеристики MartinLogan CLX Art: амплитудно-частотная характеристика – 56 – 23 000 Гц, чувствительность – 90 дБ, сопротивление – 6 Ом, подводимая мощность – 20 – 450 Вт.

Электростатические акустические системы MartinLogan CLX Art

 

И традиции прошлого

 

Отделка MartinLogan CLX Art вызывает восхищение. Рама, на которой закреплены излучатели, изготавливается вручную из твердых пород дерева – ясеня, вишни или клена. Акустические терминалы для подключения – превосходного качества. Логотипы ML и CLX, искусно вырезанные лазером в задних частях акустических систем, подсвечиваются мягким синеватым светом. Внешность колонок просто космическая. Они идеально впишутся в дизайнерские интерьеры – но из-за теплого деревянного обрамления акустика не будет выпадать и из классических залов. На выбор предлагается четыре варианта отделки рамы шпоном натурального дерева и четыре расцветки в рояльном лаке (High Gloss Piano). Причем, это самый настоящий рояльный лак, за который придется доплатить внушительные $10 000.

Электростатические акустические системы MartinLogan CLX Art

Зверских требований к мощности усилителя (от 20 Вт при чувствительности в 90 дБ) MartinLogan CLX Art не выдвигают, но, как и для всех “электростатов”, им нужен очень стабильный токовый усилитель. Главное здесь не показатель абсолютной выходной мощности – а возможность работы с АС с провалами импеданса. К примеру, на частоте 20 кГц сопротивление MartinLogan CLX Art падает до 0,7 Ом! Вряд ли какой-либо ламповый или транзисторный аппарат среднего класса совладает с такими колонками. Так что, мы использовали при прослушивании транзисторные моноблоки KRELL Solo 375, вторые сверху в модельном ряду этого производителя электронных компонентов High End.

Электронные компоненты компании KRELL

Остальная электроника тоже была под стать – в качестве источника работал сетевой плеер KRELL Connect Media Player, а предварительное усиление осуществлялось топовым двухблочным KRELL Illusion Preamplifier. Старожилы должны помнить, что тандем усилителей KRELL с АС MartinLogan всегда пользовался популярностью как у серьезных аудиофилов, так и в демонстрациях на различных выставках по всему миру. А на американских High End шоу такое сочетание считается референсным в течение минимум лет пятнадцати. Коммутация выполнена межблочными балансными кабелями van den Hul – 3T Hill Hybrid и 3T Rock Hybrid, а для подключения АС использовался акустический кабель van den Hul 3T The Cloud.

Электростатические акустические системы MartinLogan CLX Art

Акустика нечувствительна к размеру помещения. Инсталлированные в 30 м2 – или в 15 м2: MartinLogan CLX Art просто раздвигают стены зала (см. ниже отчет о прослушивании). Этот эффект возникает благодаря конструкции – электростаты напрочь лишены фазоинверсного гудения, нечувствительны к установке вплотную к стенам и т. п. Нет ни направления звука, ни корпусных резонансов – вы просто попадаете ровно на первый ряд филармонии или располагаетесь рядом со сценой в джаз-клубе.

Электростатические акустические системы MartinLogan CLX Art

 

Прослушивание

 

MartinLogan CLX Art с первых же аккордов поражают широтой и размахом сцены. Она просто безгранична. У нас перед глазами множество примеров, когда АС формируют звуковое полотно, заметно выходящее за их физические размеры, заполняя весь зал. Но MartinLogan CLX Art идут куда дальше – их подача музыки буквально уничтожает стены вашей комнаты. Нет ни боковых поверхностей, ни пола, ни потолка, ни самих колонок, мы парим в пространстве, окруженные Музыкой. Поразительный эффект, вызывающий буквально физическое ощущение эйфории. Важно еще и то, что с таким почерком у MartinLogan CLX Art присутствует и референсный уровень локализации. Инструменты располагаются ровно на своих местах, точность позиционирования – филигранная.

Электростатические акустические системы MartinLogan CLX Art

Финал «Девятой симфонии» Дворжака заставил мурашки прокатиться по коже – акустика сформировала невероятный эффект присутствия. Тембральная достоверность была эталонной, фортиссимо оркестра были отработаны на твердую «пятерку». Переход на Dire Straits «Communiqué» подтвердил высочайший класс исполнения – оторваться от старой записи было просто невозможно. Сильнейшее впечатление производит собранность низкочастотной секции, бас сухой, очень четкий, невероятно подвижный, буквально «ртутный». Тембральное разнообразие оттенков в низкочастотной октаве удивительное – колонки определенно сделали революционный скачок вперед в качестве воспроизведения низкочастотного спектра. По сути, перед нами – совершенно новое измерение и совершенно новые высоты в проектировании и создании АС высшей ценовой категории.

Электростатические акустические системы MartinLogan CLX Art

Поразительный эффект производит общий уровень реализма, формируемый MartinLogan CLX Art. Экстремально высокая скорость отработки динамических всплесков соседствует с изысканной микродинамикой. Прозрачность звукового поля напоминает распахнутое окно, а подвижность и пластичность поля – горный ручей. Перед нами живая музыка – ровно такая, какой она и должна быть. Без намека на то, что играют перед нами не музыканты – а акустические системы. Последний тест – перейдем на экстремальные жанры: Metallica «Hardwired… ToSelf-Destruct». Скорость, скорость и еще раз скорость. Хлесткость барабанной установки, абсолютный реализм электрогитар – оторваться от такой подачи просто невозможно. Блестяще!

Паспортные данные :

 

Тип – электростатические акустические системы | Название – Martin Logan CLX Art | Частотная характеристика, Гц – 56 – 23 000 | Число полос – 2 (НЧ – электростатическая панель DualForce 144,8 x 29,2 см, СЧ/ВЧ – электростатическая панель XStat CLS 145 x 22 см, частота раздела кроссовера – 360 Гц) |Номинальное сопротивление, Ом – 6 | Минимальное сопротивление, Ом – 0,7 (на частоте 20 кГц) | Чувствительность, дБ – 90 | Рекомендуемая мощность усилителя, Вт – 20 – 450 | Габариты одной колонки, см – 178,6 x 65,4 x 37,3 | Масса одной колонки, кг – 50,0

Тестовая система :

 

Сетевой плеер KRELL Connect Media Player, двухблочный предварительный усилитель KRELL Illusion Preamplifier, два моноблока KRELL Solo 375, межблочные балансные кабели van den Hul 3T Hill Hybrid и van den Hul 3T Rock Hybrid, акустический кабель van den Hul 3T The Cloud.

Электростатические акустические системы MartinLogan CLX Art

Оценки

 

+ Невероятная глубина и масштабность сцены, филигранная локализация источников звука, эффект присутствия, полное растворение громкоговорителей в музыке и пространстве Не обнаружены

 

Дизайн95

Качество изготовления100

Звучание100

Функции95

Итого100

 

Вывод:

Акустические системы референсного уровня, и по звучанию, и по исполнению, которые заслуживают почётного места в Зале Славы Аудио. MartinLogan CLX Art, буквально напичканные передовыми технологическими инновациями, являют собой образец по голографичности и трехмерности звукового полотна: самых важных параметров, к которым стремиться любая High End система. Не влюбиться в их просто невозможно.

About Author

Добавить комментарий