Focal Chorus 726 — Позитивный рестайлинг

Бюджетная серия Focal Chorus — уже четвертый по счету рестайлинг линейки со времени ее возникновения. Серьезно изменившись с точки зрения дизайна (он стал проще), акустика приобрела также новые «моторы» и начинку разделительных фильтров. Трехполосный флагман серии Chorus 726, несмотря на свой статус, выглядит весьма компактно и скромно. Эта модель — пример относительно недорогого современного звукового продукта авторитетной французской марки.

 

От автомобиля акустическая система отличается тем, что устаревает только морально. С динамиками при надлежащей эксплуатации не происходит ровным счетом ничего плохого (основательный прогрев можно только приветствовать), и за сохранность исходных характеристик нет нужды беспокоиться лет как минимум двадцать. Старые «Хорусы» с еще нечетным индексом (725) прекрасно функционируют у коллеги автора этих строк, много лет радуя того отличным звучанием. Кроме непосредственного знакомства с моделью, было очень познавательно сравнить конструктивные аспекты и характер звучания нового флагмана, так сказать, «десять лет спустя». Все-таки декада по меркам аудиоиндустрии — срок немалый, даже если согласиться с мнением, что в электроакустике все уже придумано, открыто и изобретено. Предыдущий рестайлинг был пропущен по причинам исключительно практического свойства, но последняя модификация тем интереснее, чем, как нам кажется, проще со всех точек зрения она выглядит…

При сравнении старых и новых Chorus всякий обратит внимание, что внешне колонки довольно значительно изменились. Флагман укомплектован другими динамиками, которые иначе ориентированы на фронтальной панели. Смена имиджа обусловлена также другим видом разных мелочей вроде декоративных решеток и контактных групп. Словом, облик самым серьезным образом модернизирован — с учетом, что вполне естественно, актуальных маркетинговых и дизайнерских требований и в первую очередь новой тенденции — к большей элегантности и простоте во внешности (что ни в коем случае не сопровождается конструктивной примитивностью). В целом же идеология Focal осталась прежней: Chorus 726 — это средних размеров трехполосник с расположенным фронтально фазоинвертором, недорогой, но практичной и красивой отделкой простой виниловой пленкой под дерево и мембранами мидбасовых и высокочастотных излучателей из излюбленных фирмой материалов. Фактически, если не углубляться в детали и не учитывать влияния на цену акустики процессов в мировой экономике, перед нами старые добрые Chorus. Впрочем, наверняка должны обнаружиться и изменения в звучании — и, как можно предсказать, позитивные. Если продолжить автомобильные аналогии, то мотор и трансмиссия «Мерседеса» со всем навесным оборудованием переехали в обычный кузов, без шагрени и окраски «металлик».

Конструкция любых продуктов Focal традиционно проста (кроме верхних линеек, конечно) и надежна — в этом младшие серии нисколько не уступают старшим. В басовой секции трудятся 165-мм драйверы с диффузорами из материала Polyglass (полимерный слой с кварцевыми вкраплениями на бумажной основе), среднечастотный диапазон отрабатывается такого же диаметра мембраной из того же материала, с миниатюрным пылезащитным колпачком. Судя по опыту прослушивания (и объективных измерений, которые проводились на сей раз в тестовой лаборатории «АудиоМагазина»), головки с подобными мембранами зарекомендовали себя очень хорошо. Можно с уверенностью утверждать: Polyglass работает отлично. Целлюлоза в принципе сама по себе очень хороша в качестве основы конуса излучателя, однако, как известно, она имеет ограниченный диапазон поршневого хода. Для расширения этого диапазона, лучшей стыковки с ВЧ-головкой и получения высокостабильной АЧХ требуется нанести на бумажную основу дополнительное покрытие, которое сделает диафрагму достаточно жесткой и обеспечит способность эффективно демпфировать изгибные резонансы. Прелесть в том, что толщину покрытия можно (на серьезном производстве, каким обладает Focal) варьировать в довольно больших пределах. Получившаяся в результате мембрана с переменной толщиной обладает свойствами хорошего полимерного (широкий частотный диапазон) и бумажного (низкая добротность резонансов) конуса. С подобной точки зрения использование Polyglass важно именно в СЧ- или НЧ/СЧ-головках, тогда как в сугубо низкочастотных драйверах этот материал применяется, скорее всего, уже из соображений дизайнерского и конструктивного единообразия — для басового динамика нет острой необходимости в широком частотном диапазоне, разумеется, если речь идет о трехполосной конструкции и выше.

По сравнению с предыдущими версиями твитер рассматриваемой модели совершенно другой. В отличие от титановой диафрагмы (можно вспомнить еще первое поколение серии) у вогнутого купола в последней модификации материал выбран исходя из требований лучшей изгибной жесткости в сочетании с вязкостью. Инвертированная диафрагма теперь сделана из алюминиево-магниевого сплава. В результате первый изгибный резонанс мембраны, создававший некоторые проблемы в колонках предыдущих модификаций, сдвинут выше 20 кГц и тем самым не порождает существенных субгармоник в слышимом диапазоне. По сведениям разработчиков, в зазоре не используется ферромагнитная жидкость. Этот факт особенно примечателен — немало производителей акустики (точнее, динамических головок), воодушевившись вначале идеей ферроохлаждения как панацеей от перегрева и повреждения головок, впоследствии разочаровались в этой технологии — очень вязкая субстанция, во-первых, со временем теряет свои свойства и, во-вторых, заметно сказывается на звуковых характеристиках твитера, вуалируя микродинамические детали. Конструктивно твитер смонтирован на отдельной плате. Для защиты от любителей поковырять пальчиком (и клюнуть — речь о пернатых) мембрана закрывается съемной круглой решеткой, примагничивающейся непосредственно к плате.

Корпуса высотой около метра изготовлены стандартным образом из MDF с дополнительными распорками и ребрами жесткости. СЧ-отсек отделен от общего низкочастотного, снабженного фазоинверторным портом (выведен на переднюю панель). Диаметр порта резонатора вселяет надежду на качественный бас без паразитных аэродинамических шумов. MDF-плиты очень тщательно облицованы полимерной имитацией шпона, причем потребителю предлагаются два варианта декора. Довольно скромный выбор между светлой отделкой под дерево и черной лакировкой, впрочем, не удивляет, ведь линейка появилась недавно и относится к бюджетному классу. В нижней части корпуса можно смонтировать опорные шипы (резьбовые втулки), а на тыльной имеется универсальная контактная группа для одно- и двухпроводного подключения.

Звучание

Работа Chorus 726 впечатляет — у модели поистине говорящее хоровое название. В знакомой фокаловской манере передается почти весь диапазон, великолепно отрегулированы пропорции среднего и высокочастотного регистров — здесь колонки играют на редкость слитно, бесшовно и прозрачно. Деликатность отображения компонентов ВЧ-аспекта сочетается с не менее аккуратной и весьма скоростной передачей средних частот — высокотехнологичная полиглассовая 165-мм головка определенно даст фору даже хорошим бумажным аналогам. Натуральность звучания рояля (фортепианные сонаты Бетховена, записанные на великолепном итальянском инструменте Facioli) и экспрессивность вокальных треков не портятся, как часто бывает у синтетических мембран, паразитными призвуками и локальными изломами частотной характеристики. Надежным критерием оценки динамического диапазона в сочетании с тональным разрешением служит качество пространственного образа, главным образом при передаче симфонических и смешанных вокально-симфонических крупных форм. Музыкальные образы всегда натуральны, хорошо сбалансированы, не страдают изъянами, свободны от каких-либо гипертрофированных деталей. Субъективно можно весьма точно позиционировать в пространстве мнимые источники звука, определить местоположение струнных, ударных, групп духовых инструментов — практически как в реальном концертном зале. Это довольно редкое для акустики умение, особенно в относительно бюджетном варианте, и своими отличными темброво-пространственными свойствами 726-е, несомненно, обязаны великолепным твитерам. В большинстве случаев АС, оснащенные даже просто хорошими ВЧ-головками, серьезно теряют в динамическом разрешении на высоких частотах; особенно это касается многоуровневых, многослойных вокально-симфонических сочинений, натуральное изысканное звуковое многообразие которых нередко заменяется плоской, схематичной картинкой. У Chorus 726 нет ничего подобного. Разумеется, твитеры здесь серьезно уступают топовым «утопическим» высокочастотникам Focal из бериллия, однако эта разница совершенно несопоставима с ценовой пропастью между столь разноуровневой акустикой французской марки; кроме того, наблюдается довольно быстрое перетекание технологий из элитного подразделения Focal в бюджетное, что мы можем наблюдать и на данном примере. Отдельного уважения достойна та стойкость, с которой пара 726-х переносит стремительное изменение громкости, более того, масштаб таких изменений (в реальности колоссальных) передается весьма и весьма достоверно. Хорошая динамика — вот ключевое достоинство этих колонок. На малой громкости детальность СЧ/ВЧ-регистра также очень высока. Басы можно было бы назвать монументальными, если бы самый глубокий низ не уступал своих позиций отлично поставленному и могучему среднему басу. Указанное обстоятельство, однако, нисколько не разочаровывает (ведь перед нами небольшие напольные АС), хотя учету подлежит в полной мере. Линия верхнего баса фирменно подчеркнута, но без разрушающих музыкальный образ акцентов, а полнота и отчетливость в среднем басу служит гарантией эффектного воспроизведения большинства радикальных музыкальных форм. На предельной громкости структура баса становится несколько жестковатой, но в границах нормы. Замечательный запас низкочастотного могущества в области приблизительно от 50 Гц ниже легко дополняется хорошим сабвуфером (для любителей бескомпромиссной полноты), но в большинстве музыкальных применений полноценный низ является, увы, недопустимой роскошью, если в комнате не проведена акустическая обработка. Вообще подвесные потолки из двойного гипсокартона большой площади способны поглотить избыток басовой энергии. В кинозале же небольшого объема фронтальная пара вполне справится и самостоятельно — при условии небольшой тембровой коррекции в процессоре или AV-ресивере.

Вывод

Chorus 726 — вполне универсальная напольная акустика. Умение играть громко, но вдобавок похвально прозрачно и всегда с отличным запасом ударного баса — совершенно необходимые качества как для любителей сложных музыкальных форм, так и для поклонников экстремальных аудиожанров. Для домашнего кинотеатра рекомендуется приобретение штатного сабвуфера, если площадь зала превышает 30 м2. С дизайнерской точки зрения огорчает лишь ограниченный (пока?) набор вариантов отделки.

По материалам издания АудиоМагазин

Добавить комментарий