Территория баса: сравнение старых и новых моделей сабвуферов REL

В рубрике «Территория баса» мы продолжаем публикацию переводов материалов из блога Джона Хантера, владельца и главного разработчика британской компании REL – всемирно известного производителя сабвуферных систем.

Мы бережно относимся к истории своей компании, но при этом своё внимание и силы фокусируем на будущем. И мы осознаём, что прочная опора на привычные базовые ценности позволяет сохранять связь с нашими корнями, с тем, что неоднократно приносило нам успех.

Возможно, в силу того, что когда-то в колледже я занимался изучением истории, я считаю очень важным иметь чёткое представление о собственно прошлом, понимать, куда движется рынок, и уметь адаптироваться к нему. Проявляйте осмотрительность, ищите новые подходы, старайтесь извлекать уроки из жизненных ситуаций, совмещая все это с собственным видением, и постоянно стремитесь к развитию.

Приобретая компанию REL в 2005 году, я решил, что для того, чтобы добиться успеха в будущем, нам необходимо осуществить три важные вещи: ускорить отклик сабвуферов, увеличить их громкость и обеспечить корпусам привлекательный дизайн. Чтобы узнать, насколько мы продвинулись, я вернулся к заметкам, которые вёл ещё до наступления новой эры REL (и до финансового кризиса 2008 – 2012 годов, что придаёт аудиотехнике той эпохи некий ореол благополучия и процветания).

Оглядываясь на события минувших 16 лет, я считаю полезным не только относиться к прошлому с уважением, но и уметь отделять правду от вымысла. В этом отношении наиболее подходящими объектами для сравнения являются две наши модели: Strata III 1998 – 2003 годов и современный сабвуфер T/9i. Та и другая в Северной Америке стоит $1299 (или $1499 с отделкой шпоном натурального дерева, которого до сих пор требуют некоторые потребители – позже я объясню, почему сегодня использовать его крайне непрактично).

Заметьте: цена в $1299 не учитывает инфляции, которую необходимо принимать во внимание при сравнении изделий разных эпох. Последуй мы этому правилу, текущая цена модели Strata III с поправкой на инфляцию составила бы $2050. Это поставило бы ее в невыгодное положение. Но и без того, как вы увидите далее, результаты сравнения выглядят отнюдь не в пользу старой модели.

Территория баса: сравнение старых и новых моделей сабвуферов REL

Strata III. Это первая модель компании REL, которая в 1998 году вышла на мировой уровень качества на международном рынке.

Она имела корпус средних по нынешним меркам размеров, 10-дюймовый динамик VIFA и усилитель мощностью 100 Вт. Сегодня большинство покупателей были бы удивлены такими габаритами, ведь представления публики о размерах сабвуферов эволюционировали в сторону компактности. Также их вряд ли порадовала бы относительно лёгкий корпус старой модели, выкрашенная в чёрный цвет (Grittex Black). Входные фильтры показывали достаточно быструю для того времени реакцию – 16 мс групповой задержки (об этом мне тогда сообщил Ричард Лорд). Однако это на 100% медленнее, чем то, что демонстрируют современные сабвуферы REL.

T/9i. Современная модель, обеспечивающая более «быстрый», мощный и глубокий бас.

Корпус этого сабвуфера более компактен. Бессмысленно спорить об эстетических предпочтениях, но объём корпуса T/9i примерно на 40% меньше корпуса ST III. T/9i оснащён двумя 10-дюймовыми динамиками – одним активным и одним пассивным излучателем, размещённом смонтированным на нижней панели корпуса. Номинальная мощность встроенного усилителя собственной разработки с радиатором, выходящим на заднюю панель сабвуфера, составляет 300 Вт. Что до быстроты реакции диффузора, современная модель T/9i обеспечивает групповую задержку 8 мс.

Территория баса: сравнение старых и новых моделей сабвуферов REL

Сравнительное прослушивание

Сеансы прослушивания выявили несколько легковесный, но тёплый характер звучания Strata III, который, как и всё в REL, служит во благо музыки. Бас, однако, не особенно глубокий. Вспоминаю тестирование после того, как к нам поступила эта модель, тогда – ещё новинка. По результатам измерений бас достигал 34 Гц – это если брать те стандарты, которые мы используем сегодня, и которые гораздо строже, чем тогдашние. Современная модель T/9i согласно заявленным характеристикам обеспечивает бас до 28 Гц, но в действительности он легко опускается до 26 Гц. Что же касается выходного уровня и быстроты реакции, ST III развивает максимальную мощность без искажений при громкости 96 дБ, а T/9i – при 104 дБ.

Попробуем применить эти критерии к реальным условиям. Как вы помните, современная модель конкурирует с поправкой на инфляцию и стоит на 57% дешевле, чем Strata III. При этом на пиковой мощности T/9i звучит на 50% громче.

В мире сабвуферов разница в 3 Гц в низкочастотном диапазоне достаточна для того, чтобы определить границу более высокого класса в категории цена /качество (как, например, между нынешними сериями S и Reference). Глубина нижних частот, которую обеспечивает T/9i, на 8 Гц больше, чем то, что предлагала модель Strata III. В этом смысле T/9i конкурирует скорее с топовой моделью той эпохи Stadium III стоимостью $3000, а не со Strata III.

Территория баса: сравнение старых и новых моделей сабвуферов REL

Так что, если какой-нибудь аудиофил со стажем начнет перед вами ностальгировать, расписывая превосходство старых сабвуферов, поставьте его перед приведёнными выше фактами. Либо вежливо улыбнитесь, кивните, и продолжайте слушать свой новый REL – T/9i, T/7i или любую другую современную модель. Твёрдо зная при этом, что компания REL эффективно преумножила своё наследие.

Не забывая о традициях, мы всецело устремлены помыслами в будущее. Мы концентрируем внимание на совершенствовании продуктов REL, опираясь при этом на опыт прошлого и развивая свои сильные стороны. И не пытайтесь, пожалуйста, говорить нашим инженерам и разработчикам, что старая продукция была «лучше». Это просто не может служить предметом серьёзной дискуссии – ни объективно, ни субъективно.

P.S. – о шпоне натурального дерева, и почему мы его больше не предлагаем…

Если вам нравится отделка из натурального дерева, мы рады за вас. Нам она тоже нравится. Но это экономически невыгодно. Факты свидетельствуют о том, что более 80% проданных в былые времена моделей Strata III и Storm III были выкрашены в чёрный цвет (Grittex Black). Сумма в $200 (или современные $300) — это существенная доплата, и лишь небольшой процент покупателей готов платить такие деньги на красоту натурального шпона. Предлагать его в 1998 году позволяло лишь то обстоятельство, что около 80% всех «деревянных» сабвуферов (помните, чёрный цвет составлял 80% продаж, а все 5 вариантов шпона — только 20%) использовали покрытие из вишни. Редкий момент в истории, когда один вариант отделки определял приоритеты дизайна на разных рынках мира в течение целого десятилетия.

Сегодня нет единого мнения о том, какой вид древесины наиболее привлекателен для рынка. В странах Скандинавии и Северной Европы отдают предпочтение светлому дереву и белому лаку. Южная Европа демонстрирует широкое разнообразие пристрастий без чётко выраженных предпочтений, что позволяет дизайнерам предлагать собственные решения. Северная Америка склоняется к тёмному дереву, но тоже без единодушия. А в Азии отдают предпочтение тёмным тропическим породам – таким, как палисандр или чёрное дерево. Однако из-за различий в оттенках разработка единого стандарта невозможна. Поэтому, например, шпон палисандрового дерева на корпусе акустики Monitor Audio мало похож на такой же шпон на моделях Bowers and Wilkins.

Posted in Rel