Нечасто выпадает возможность испытать венец творения одного из самых авторитетных производителей в области электроакустики. Флагманская модель KEF из топовой линейки Reference отличается не только массой и габаритами, но и уникальными решениями, призванными повысить качество звучания. В частности, использованием патентованного «поглощающего мета материала» в излучателях Uni-Q 12-го поколения.
НАУКА И ЖИЗНЬ
В течение всего времени своего существования, а это 50 с лишним лет, компания KEF внедряла в процесс проектирования акустических систем самые передовые методы. В настоящее время её инженеры используют компьютерное моделирование, причём программное обеспечение они разрабатывают по большей части сами под конкретные задачи. Последние же 34 года главная задача у них одна — совершенствование проприетарного модуля Uni-Q, который за это время стал не только визитной карточкой акустики KEF, но и наиболее важным её атрибутом, поднимающим качество звучания на принципиально новый уровень.
Чёрные дыры и Meta-вселенная
Резонный вопрос: почему компания сделала ставку именно на коаксиальный излучатель, тратит столько времени и средств на его усовершенствование? Дело в том, что два соосно расположенных динамика с точки зрения временных (а значит, и фазовых) характеристик приближается к точечному, т.е. идеальному источнику излучения. Во всей его рабочей полосе фронты сигналов приходят к слушателю одновременно, чем достигается живое, натуральное звучание. Модули Uni-Q, объединяющие среднечастотный диффузор и купольный твитер, перекрывают самый важный для нашего восприятия диапазон, в котором сосредоточен максимум звуковой информации. Этим и объясняется настойчивость, с которой инженеры KEF совершенствуют эту технологию с 1989 года.
А совершенству, как известно, предела нет. Особенно, если речь идёт о такой сложной конструкции, как Uni-Q, в которой оба излучателя взаимодействуют не только с внешней средой, но и друг с другом. Для твитера диффузор среднечастотника является рупором со всеми вытекающими проблемами, а ВЧ-купол влияет на фазовые характеристики в средней полосе. С каждым новым поколением Uni-Q британские инженеры постепенно приближались к идеалу, используя всё более совершенные средства моделирования, новые материалы и технологии.
Самая свежая, можно даже сказать, революционная разработка была внедрена в модели Meta с излучателями Uni-Q 12-го поколения.
Самая свежая, можно даже сказать, революционная разработка была внедрена в модели Reference Meta с излучателями Uni-Q 12-го поколения. В конструкции твитера используется элемент из метаматериала (MAT), созданного совместно со специалистами исследовательской группы Acoustic Metamaterials Group. Он имеет сложную структуру лабиринтов, в которой каждый канал эффективно поглощает определенную частоту, а их сочетание, по мнению производителя, можно сравнить с акустической черной дырой, в которой аннигилирует до 99% заднего излучения твитера. Благодаря этому радикально снижаются интермодуляционные искажения, повышается линейность частотной характеристики в верхней полосе. Чтобы освободить место для установки поглотителя, пришлось основательно переработать конструкцию твитера.
В линейке Reference Meta сейчас три модели, и эта же технология используется в двух старших системах серии R. Не исключено, что со временем Meta-вселенная будет расширяться.
Как уже упоминал выше, наши испытуемые Reference 5 Meta — самые старшие в своей линейке. Башни высотой 110 см и массой более 30 кг каждая производят впечатление качеством изготовления и солидным внешним видом. На переднем щите установлены пять излучателей — две пары 6,5-дюймовых НЧ-драйверов и в центре — описанный выше Uni-Q Meta. Система трёхполосная, с частотами раздела 450 и 2100 Гц. За счёт симметричного расположения драйверов оптимизируется диаграмма направленности в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Главной задачей при проектировании системы стало согласование нижней полосы с легким среднечастотником по скорости отклика. Соответственно, были приняты особые меры для снижения массы подвижной системы — легкие, но жёсткие диффузоры выполнены из алюминия, звуковые катушки намотаны алюминиевым проводом. Кроме того, усилена магнитная система, а для снижения потерь на вихревые токи в зазор введено медное кольцо Фарадея.
Корпус монолитно задемпфирован благодаря применению современной технологии связанных слоёв (Constrained Layer Damping), которая превращает энергию вибраций в тепло.
Излучатель Uni-Q диаметром 125 мм установлен на отдельной платформе, развязанной от переднего щита — для защиты от вибраций и резонансов. Да и весь корпус монолитно задемпфирован благодаря использованию современной технологии связанных слоёв (Constrained Layer Damping), которая превращает энергию вибраций в тепло. На фото внизу видно, как передний щит механически изолирован от остального корпуса слоем эластомера.
Ещё один интересный момент — наличие двух гибких вставок разной длины для фазоинверторных портов. С короткой трубкой НЧ-резонанс системы будет на 35 Гц, а с длинной понизится до 32 Гц. Перемещением вставок внутри порта можно найти положение, при котором комнатные резонансы будут минимальными.
Фазолинейные разделительные фильтры оптимизированы с помощью компьютерных методов моделирования. Четыре стильные заказные клеммы предусматривают многопроводное подключение. Вместо традиционных перемычек используются внушительные винтовые шунты.
Для повышения устойчивости высокие и узкие колонки в основании имеют жёсткую литую крестовину с комбинированными опорами. Они могут контактировать с полом либо через резиновые вкладыши, либо через острые конусные наконечники.
Reference 5 Meta выпускаются в разнообразных цветовых вариантах: орех с матовой передней панелью под серебро и таким же цветом диффузоров Uni-Q; белый глянцевый корпус с белой же передней панелью и динамиком ярко-синего оттенка или цвета шампань; чёрный корпус и Uni-Q с тёмно-серыми диффузорами или их отделкой под медь.
Акустические системы этой серии изготавливаются и отделываются вручную в Великобритании.
Пространство — понятие растяжимое
Система для испытаний колонок состояла из топовых компонентов Tone Winner — CD-проигрывателя TY-1CD, предварительного усилителя AD-1PRE Plus и оконечника AD-1PA. Комната — около 50 кв. метров.
Ставлю по очереди несколько компактов с рок-музыкой и джазом, предварительно прибавив громкости. Ощущение необычное: звуковое давление примерно, как в реальном зале, но ни один концертный аппарат не в состоянии выдать саунд со столь линейным тональным балансом. Ухо не ловит ни искажений, ни окраски, ни жёсткости на струнных, ни «песочка» в звучании тарелок, т.е. вообще никаких нарушений. Всё сыграно предельно аккуратно и чисто, несмотря на по-настоящему клубный драйв. Пара Reference 5 Meta своими восемью драйверами создаёт ту самую стену звука, которой добивались звукоинженеры и продюсеры в конце 70-х. Слушать музыку так, как она изначально задумывалась, познавательно с любой точки зрения. Разумеется, это относится не только к упомянутым жанрам, оркестровая классика звучит не менее впечатляюще. Начинаешь понимать, что такое настоящий оркестр и как отдельные группы инструментов объединяются в огромный единый организм.
Начинаешь понимать, что такое настоящий оркестр и как отдельные группы инструментов объединяются в единую масштабную картину.
В музыке, особенно в классической, многое строится на т.н. динамических контрастах, когда, оправившись после мощного крещендо, слышишь едва заметное вступление скрипки или флейты. И если этот масштаб громкостей передан правильно, впечатление от произведения усиливается многократно. Что мы, собственно, и имеем в случае с Reference 5 Meta: НЧ-диффузоры обрушивают реальный шквал звука, а Uni-Q отрабатывают реверберации, послезвучия и иные мелкие, но крайне важные для восприятия штрихи.
Впрочем, на Uni-Q стоит остановиться подробнее. Эта сборка не только повышает детальность воспроизведения, но и формирует атмосферу, в которой происходит некое музыкальное событие. Если это концертная запись, мы чувствуем зал, и по естественным отражениям и реверберациям — его объём. В студии ощущение пространства создаётся искусственно, и мы тоже должны это слышать — если музыканты играют как бы в вакууме, в звучании не будет жизни. Вот за эту самую жизнь в системах Reference 5 Meta «отвечают» точечные излучатели Uni-Q.
Не менее важный вклад, который вносят эти излучатели — восстановление пространственной информации, заложенной в любой музыкальный трек.
И не только за неё. Не менее важный вклад, который они вносят — восстановление пространственной информации, заложенной в любой музыкальный трек. Я говорю не о примитивных эффектах с перемещением виртуальных источников из одного канала в другой, а о вещах более тонких — позиционировании инструментов или отдельных звуков по трём измерениям и способности в точности воссоздать ту картину, что задумывалась в студии. Uni-Q делают это филигранно, буквально прорисовывая каждый штрих и придавая чёткий контур каждому звуковому образу.
Теперь, если мысленно соединить воедино обе особенности Reference 5 Meta — способность накатывать мощной звуковой волной, сохраняя острый фокус на каждом штрихе картины, можно понять, насколько сильное впечатление производят эти башни. И что особенно ценно, меняя громкость, панораму можно масштабировать, не теряя ни энергетического наполнения, ни голографичности звуковых образов, ни цельности восприятия. И хотя колонки создавались для работы в просторных помещениях, условие это, как выяснилось, не обязательное.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель TY-1CD
- Предварительный усилитель Tone Winner AD-1PRE Plus
- Усилитель мощности Tone Winner AD-1PA
- Кабели:
- межблочный Kimber Kable Select
- акустические Kimber Kable Bifocal XL 2м
- сетевые Kimber Kable PK 10 Base
KEF Reference 5 Meta
Производитель: KEF Audio Ltd (Великобритания)
Конфигурация: 5 излучателей, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 32 — 42 000 Гц (-6 дБ) || Нижняя граница рабочего диапазона по -6 дБ: 25 Гц || Чувствительность: 88 дБ (2,83 В/1 м) || Частоты раздела полос: 450, 2100 Гц|| Номинальное/минимальное сопротивление: 4/3,2 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 50 — 400 Вт || Максимальное звуковое давление: 116 дБ || Нелинейные искажения в полосе 40 Гц — 100 кГц: <0,5% (90 дБ, 1 м) || Варианты отделки: белый и чёрный лак, орех || Габариты с подставкой: 1109 x 311 x 384 мм || Масса (одной): 31,4 кг