AV-РЕСИВЕР TONE WINNER AT-2900
Автор: Руслан ТАРАСОВ Ссылка на оригинал статьи на Salonav.com
Разрыв в модельном ряду, существовавший между 7- и 11-канальными ресиверами марки Tone Winner, наконец-то заполнен средней по цене моделью. И, как выяснилось, от ранее выпущенных аппаратов новинка отличается не только парой дополнительных оконечников. Есть изменения в функциях, дизайне и внутренней начинке.
ЧЕТЫРЕ СВЕРХУ
Помимо топового кинотеатрального процессора AT-300 c 7-канальным усилителем мощности AD-7300PA Plus мы уже протестировали и три различных по классу ресивера Tone Winner. Последние, строго говоря, должны классифицироваться как AV-усилители, т.к. ни один из них не имеет встроенного радио тюнера. Но поскольку производитель в своем модельном ряду использует термин «AV-усилитель» для отдельных многоканальных оконечников, а все интегрированные модели все-таки наделяет антенной и приемным модулем (но только для Bluetooth), то их вполне допустимо называть и AV-ресиверами, что мы и будем делать во избежание путаницы.
Мастер коммуникаций
К слову, у новой модели AT-2900 так же нет приема эфирных FM-станций. При необходимости такую функцию можно реализовать с помощью приложения web-радио, доступного со смартфона или планшета, подключившись к ресиверу любым удобным способом. Например, через выход на наушники, по Bluetooth или даже кабелем USB-OTG. Вот почему отсутствие привычного AM/FM-тюнера не стоит считать минусом.
Конструктивно новый аппарат представляет собой усовершенствованный 7-канальный AT-2300 — у них одинаковые корпуса и шасси, идентичны дисплеи и выбор цифровых входов, общая логика управления и приложения для дистанционного управления. Так что на этих пользовательских моментах даже не будем останавливаться.
Бросающихся в глаза отличий совсем немного — с лицевой панели удалены гнезда для микрофонов караоке (и нет соответствующего раздела звуковых эффектов в меню настроек), а кнопочки под дисплеем теперь имеют металлический отлив.
Однако внутренних изменений у этого аппарата гораздо больше, чем может показаться поначалу. И об этом лучше всего свидетельствует задняя панель.
Сразу обращает на себя внимание секция предварительных выходов с процессора окружающего звучания. Здесь аж восемь пар RCA, что автоматически подразумевает полноценную 16-канальную обработку кинотеатрального и трехмерного звука. Правда, при ближайшем рассмотрении выясняется, что конфигурация выходов специфична — готовые наборы в меню аппарата полагаются на схемы из 5 — 13 каналов, а к оставшимся трем гнездам подключаются только сабвуферы. Но и такие возможности впечатляют. Подключив к AT-2900 дополнительные усилители мощности, получаем систему, с помощью которой уже можно озвучить даже небольшой коммерческий кинозал — предположим, на семь акустических систем в нижнем ярусе и на шесть в верхнем. Ну какой еще бытовой ресивер с подобной ценой способен на такое?
Конструктивно новый аппарат представляет собой усовершенствованный 7-канальный AT-2300 — у них одинаковые корпуса и шасси, идентичны дисплеи и выбор цифровых входов.
Изменен селектор входов. Исчез многоканальный вход 5.1, зато добавился четвертый линейный для аналоговых источников. Цифровой интерфейс, как и беспроводной, остался прежним и поддерживает тот же перечень форматов (см. таблицу в конце текста). Конечно, здесь бы не помешал апгрейд до спецификаций aptX HD/LDAC, но на штатный модуль Bluetooth завязано и программное воспроизведение аудиофайлов с карт памяти или USB-флешек, а от такой возможности разработчикам отказываться не хотелось.
Ещё более интересную картину находим под крышкой корпуса. В новой модели сохранена общая компоновка AT-2300. Плата HDMI содержит тот же набор чипов: Panasonic MN864788 отвечает за видео процессинг, а обработка окружающего и объектного звука Dolby Atmos/DTS:X, включая и 11-полосный параметрический эквалайзер с рум-коррекцией Easy Test EQ, возложена на SHARC-процессоре ADSP 21573. Преобразование аналога в цифру и наоборот осуществляется чипом CS42528 от Cirrus Logic. Но при этом полностью изменен дизайн аналоговой входной и выходной секций — в них уже другие операционные усилители и появилась целая гребенка из вертикальных плат с коммутирующими чипами. Похоже, разработчики с их помощью оригинально решили вопрос регулирования громкости во всех 16 каналах, чтобы не задействовать для этого цифровые алгоритмы в DSP, которые портят звук.
Подключив к AT-2900 дополнительные усилители мощности, получаем систему, с помощью которой уже можно озвучить даже небольшой коммерческий кинозал.
Что ещё? При прямом сравнении можно заметить, что тороидальный трансформатор у AT-2900 немного крупнее, а система стабилизации питания, напротив, компактнее, зато содержит вдвое больше буферных емкостей.
Усилители мощности здесь совсем другие. Они, судя по всему, аналогичны тем, что мы уже видели в новом AT-2700, по крайней мере, здесь используются те же продвинутые выходные транзисторы OnSemi NJW0281G/0302G, что и в оконечном усилителе AD-7300PA Plus. Выглядит усилительная секция весьма многообещающе.
Большое кино
Сразу закроем вопрос о том, как показал себя звуковой тракт AT-2900 в прямом стерео включении. Если сравнивать впечатления с AT-2300, то почерк девятиканальной новинки чуть более оживленный, подвижный и богатый на тембральные оттенки. Аппарат немного выигрывает в детальности, интереснее передает все воздушные и микродинамические составляющие, но на жестких музыкальных фрагментах звучание может показаться более агрессивным и не таким прозрачным. К слову, такой же мощный, эмоциональный и открытый характер демонстрирует и новый AT-2700 — заразительной быстрой динамики у него побольше, однако проблемы с нейтральностью звучания еще заметнее (улавливается характерная цифровая подкраска). Возможно, разработчикам стоило предусмотреть, помимо базовых сценариев назначения имеющихся каналов усиления, ещё и режим bi-amping (или даже мостового включения) для фронтальной пары акустических систем. Наверняка такая возможность есть даже на программном уровне, без вмешательства в «железо». И тогда AT-2900 превратился бы в AV-ресивер, способный заткнуть за пояс многие стереофонические интегральники. Но на самом деле AT-2900 задумывался как кинотеатральный аппарат, и этими возможностями он прежде всего интересен.
Почерк девятиканальной новинки чуть более оживленный, подвижный и богатый на тембральные оттенки.
Из предлагаемых девятиканальных схем 5.1.4 и 7.1.2 стоит ориентироваться именно на первую — при грамотном размещении четырех потолочных громкоговорителей над зрителями можно получить максимальное правдоподобие 3D-эффектов Atmos и DTS:X. А возможность подключения сразу трех сабвуферов потенциально решает и проблему качественного воспроизведения эффектов LFE в малоприспособленных под домашние кинозалы помещениях со сложной картиной резонансов и стоячих волн.
При этом базовая настройка даже максимальной системы не вызовет особых затруднений. Покупается (или берется в аренду) калибровочный микрофон Tone Winner ETM-2, устанавливается вертикально точно в центре зоны прослушивания, а далее в меню прогоняется основной установочный тест — все дистанции и необходимые уровни выставляются быстро и правильно.
Куда более хлопотной является процедура частотной коррекции всех акустических систем, которая требует уже направленной установки микрофона перед каждой из них с последующей ручной подгонкой результатов. Дело в том, что алгоритм Easy Test EQ в текущей версии правильно определяет частоту и ширину полос, где требуется коррекция АЧХ, но может ошибаться в вычислениях уровня. Как бы то ни было, в AT-2900 имеется роскошный инструментарий и для полностью ручной настройки, если результаты штатной системы рум-коррекции покажутся не слишком удовлетворительными.
Возможность подключения сразу трех сабвуферов потенциально решает и проблему качественного воспроизведения эффектов LFE в малоприспособленных под домашние кинозалы помещениях.
В заключение — маленькая хитрость. Если в вашем домашнем кинотеатре установлена достаточно линейная акустика, то можно упростить процесс настройки, использовав Easy Test EQ лишь для согласования сабвуферов и выравнивания голосового канала (остальные просто пропускаете в установочном меню, оставляя без коррекции). В наших экспериментах такой избирательный подход позволил буквально за полчаса вывести звучание многоканального сетапа на очень высокий качественный уровень.