Полочные колонки DALI Zensor 1 – обзор Stereophile

Я решил, что в отношении разработанной в Дании системы DALI Zensor (собирается на производственных мощностях в Китае) я пересмотрю свою обычную процедуру написания обзоров доступных колонок из-за одного неожиданного поворота.

Цена 475 USD

Обычно я при подготовке обзора доступных колонок составляю список потенциальных кандидатов, с которым я либо познакомился на различных аудиошоу, либо рекомендованных мне напрямую другими авторами на Stereophile. В этот список я добавляю продукты, о которых я узнал из рекламы в соответствующих изданиях – обычно это производители, чьи продукты впечатляли меня ранее. Далее я укорачиваю этот список, как могу, и визирую его у Стивена Мейхасома, чтобы убедиться, что я не изобретаю колесо в поисках бюджетной звуковой нирваны. Получившийся результат я обсуждаю с Джоном Аткинсоном, который советует, в каком порядке мне делать ближайшие три-четыре обзора, чтобы максимально увлечь читателей.

Учитывая то количество времени, которое требуется, чтобы заказать и получить пару (колонок) для написания обзора, к моменту, когда я готов сравнить их с аналогичными предложениями из соответствующего ценового диапазона, я уже забываю их точную розничную цену. Я всегда сверяюсь с данными производителя или дистрибьютора, чтобы убедиться в актуальности цен и выбрать для сравнения именно аналогичные колонки – а учитывая факт колебания курса иностранных валют, нет ничего необычного в том, что к моменту написания обзора цена меняется по сравнению с первоначальной.

После окончания прослушивания Zensor 1, изготовленных фирмой Danish Audiophile Loudspeaker Industries (DALI), я взглянул на эти миниатюрные полочные колонки и попытался запомнить их цену. На основании качества воспроизводимого звука в сравнении с остальными системами, я предположил, что цена должна быть в диапазоне 1000-1200 долларов за пару. Когда я связался с дистрибьютором DALI в Америке, фирмой The Sound Organisation, и услышал, что розничная цена составляет 475 долларов за пару, то это шокировало меня. Как и во всех моих обзорах, мои комментарии в разделе «Прослушивание» сделаны без оглядки на розничную цену.

Дизайн

Серия Zensor является попыткой фирмы DALI выпустить колонки начального уровня, которые бы «отвечали высочайшим стандартам при любых ценовых решениях» – то, что DALI стремилась делать во всех своих линейках на протяжении всех этих лет. Полочные колонки Zensor 1 являются самыми маленькими из всех трех колонок линейки Zensor, но всех их объединяет одна и та же философия дизайна. Так, каждый продукт Zensor обладает плавным линейным импедансом, разработанным для идеального согласования с любым усилителем. Компоненты колонок были подобраны таким образом, чтобы обеспечить максимальную широконаправленность. Низкочастотный динамик у Zensor 1 снабжен диффузором 13,3 см., изготовленным из мелкозернистой бумаги и укрепленный древесными волокнами – все для того, чтобы получить сочетания жесткости и легкости. Высокочастотный динамик размером 25 мм обладает небольшой массой и энергичным приводом для осуществления небольших по амплитуде колебательных движений на большой скорости. Корпус выполнен из МДФ с ламинированной поверхностью. Передняя панель отделана глянцевым черным или белым лаком. Колонки доступны в цветах светлый орех и темный ясень; Лично мне темный ясень показался более утонченным и привлекательным. Без гриллей звук был немного более чистым, а в верхнем диапазоне появлялась некая искорка и именно так я и слушал данные колонки.

Прослушивание

Что меня сразу же поразило, так это способность Zensor 1 передавать нежную нединамичную артикуляцию хороших джазовых записей. В записи «One in Four» с альбома «The Paul Bley Quartet» (CD, ECM 1365) звук сопрано-саксофона Джона Сурмана парил над тарелками и малым барабаном, и все это склеивалось динамичным пианино Бли. Похожим образом меня очаровало минималистическая аранжировка акустического пианино с аккомпанементом «Hey Joe» с альбома «Tonic» от Medeski Martin & Wood (CD, Blue Note 0946356942), где звуки малого барабана и тарелок Криса Вуда появлялись в самом фокусе. Но что окончательно снесло мне голову, так это взаимодействие бандонеона Дино Салуцци и акустической гитары его сына, Хосе Мариа, на альбоме «Dino’s Cité de la Musique» (CD, ECM 1616). Ведущим звуком на альбоме был басист Марк Джонсон, а динамично подстраивающиеся инструменты Салуцци вдыхают в записи органическую жизнь с четкими формами в диапазоне от pppp (пиано – тихо) до mf (меццо-форте – умеренно громко).

Мне прекрасно известно, как должны звучать бандонеон и его кузен аккордеон. В 1987 на разогреве на одном концерте я исполнил на аккордеоне одну из своих собственных работ в Карнеги-холл. И вот теперь я уставился на Zensor 1 — бандонеон Салуцци присутствует на большей части записи – и говорю самому себе «Ничего себе, в комнате действительно звучит бандонеон».

Для проверки правдоподобности передачи тембра на среднем диапазоне прекрасно подходят женские голоса, и голос Джони Митчелл в композиции «Urge for Going» с альбома «Hits» (CD, Reprise 46326-2) был шелковым, теплым и гладким, со своими подъемами и паузами, и все это без намека на ненужную окраску. Расширенные, детальные и очищенные высшие частоты от DALI также четко прослеживались при воспроизведении гармоник гитары от Martin в этой композиции. На этом же альбоме гитаре Митчел пришлось играть более агрессивно в композициях «Big Yellow Taxi» и «Chelsea Morning» и звук стал более ударным и грубым.

Способность DALI четкой передачи высоких частот прекрасно подходит для воспроизведения духовых инструментов. Так, труба Майлза Дэвиса на диске «Filles de Kilimanjaro» (CD, Columbia EK 86555) была острой и металлической, с длинным шелковистым отголоском и атмосферностью. Камерное произведение Джона Зорна «Orphée» с альбома «Mysterium» (CD, Tzadik 8018) не самое легкое испытание для верхних частот, но высшие октавы флейты Тары Хелен О’Коннор были протяжными и атмосферными, с необходимым минимумом металлического оттенка. Убойное взаимодействие челесты Стивена Гослинга, ударных Дэвида Шивели и электроударных Лкью Мори было чистым, протяжным и атмосферным, без смазанностей. Взрывное ударное соло (Артура Триппа?) в композиции «Naval Aviation in Art» Фрэнка Заппа с альбома «Läther» (CD, Rykodisc RCD 10574/76) было передано со всей своей объемностью без ущерба для отдельных нюансов.

У Zensor 1 отменное чувство ритма, если брать в качестве примера взаимодействие фоновых ударные и соло мелодичных инструментов. В композиции «Song IV» с альбома «Zummo with an X» от Питера Заммо (CD, New World 80656-2) Билли Райл задает гипнотическую повторяющуюся генерал-табла (небольшой парный барабан) линию в контрапунктическом стиле, являющуюся основой продолжительных угловатых и также гипнотизирующих звуков тромбона Заммо. В течение этого 20-минутного трека музыка полностью обволокла меня – я обнаружил себя прикованным к месту, неспособным сосредоточиться ни на чем более до окончания воспроизведения композиции.
В композиции «Blind Man Blind Man» с альбома Херби Хэнкока «My Point of View» (CD, Blue Note 5 21226 2) у бассиста Чака Израэля очень хорошо получается сочетать звуки с барабанщиком Тони Вильямсом, что передавалось через Zensor 1 удивительно ясно. На диске «Marc Ribot y Los Cubanos Postizos» (CD, Atlantic 83116) где Рибо отдает дань музыке Арсенио Родригеса, двойная перкуссия братьев Родригес создавала через DALI переходы, соединенные ритмичной связью.

Воспроизводство басов у Zensor 1 немного шизофренично. Некоторые частоты в верхней части бас-диапазона передаются чуть более плотно, что большей частью никак не сказывалось на передаче музыки, но иногда либо добавляла драматизма в произведение, либо немного сгущало его. В «Chairman Mao» с альбома Денни Цейтлина и Чарли Хейдена «Time Remembers One Time Once» (CD, ECM 1239) сольная бас часть Хейдена звучала со скрипучим древесным оттенком, прямо как во время их живого выступления в середине 70-х с Кит Джарреттом, Дьюи Редманом и Пол Мотианом.

На определенных записях воспроизводимые DALI басы создавали обманчивое впечатления использования громадных напольных колонок. Контрабас Марка Джонсона на альбоме «Shades of Jade» (CD, ECM 1894) звучал, по моим записям, «самым естественным образом который я когда либо слышал от колонок такого малого размера». А вот звучание электрогитары Марка Рибо с его вышеупомянутой композиции было грубоватым в начале среднего и конце нижнего диапазонов, что в конечном итоге сказывалось на качестве звука. Может быть Рибо это так и задумывал, но на других записях этот эффект воспроизводился снова. Например, в «Bent Blue» гитариста Джима Холла с альбома «Jim Hall and Basses» (CD, Telarc CD-83506) контрабас Крисчена Макбрайда звучал немного глуховато на средних октавах.

Но в целом, особенно при воспроизведении классических композиций, Zensor 1 звучат как настоящие БОЛЬШИЕ колонки. В концерте для виолончели Дьёрдь Лигети, чья запись состоялась на открытом выступлении Зигфрида Пальма и Рейнберта де Леу, исполняющих «Schînberg Ensemble» (CD, Teldec 8573-87631-2) присутствовало ощущении пространства, драмы и динамики. Я слышал каждый отдельный звук волынок со сборника «Dewar’s Bagpipe Festival Live at the Knitting Factory» (CD, Knitting Factory Works KFWCD-133). Мне прекрасно знакомы волынки – мой сын Джордан, соревнующийся исполнитель Ирландских сольных танцев, танцевал на параде в честь дня Святого Патрика в Нью-Йорке, и я вместе с женой маршировали позади него. По регламенту мы должны были построиться за два часа до начала парада, поэтому ежегодно мы имели привилегию стоять у зоны практикующихся исполнителей на волынке. Этот торчащий изо рта инструмент звучит как усилитель, проходящий через всю глотку. DALI прекрасно передает данный эффект в произведении волынщика Джорджа Бальдероуза «Piobaireachd: The Lament for Alisdair Dearg». Звук был настолько неистовый, что было сложно сосредоточиться на чем-то еще, пока играла музыка.

Несмотря на тот факт, что Zensor 1 – это крохотные динамики, данная пара способна создать ощущение громкого обволакивающего оркестрового звука. В концерте для скрипки Дэвида Чески в исполнении Тома Чиу и Антони Эйбел с диска «Area 31» (SACD/CD, Chesky SACD288; CD layer) во время вступления литавров передается чувство драматизма и большого пространства. Но и выйти за свои пределы колонкам Zensor трудно, если попытаться заполнить большую комнату звуками диско. При прослушивании альбома Леди Гаги «Born This Way» (CD, Streamline/Interscope B001337302) на громкости, превышающей 95 дБ, DALI «сдали» и стали пробуксовывать в верхней части среднего диапазона.

Сравнение

Я сравнил DALI Zensor 1 (475 долларов за пару) с Epos ELS3 (295 долларов за пару), Wharfedale Diamond 10.1 (350 долларов за пару) и Epos M5i (899 долларов за пару).

Звук Epos ELS3 был более закрытым, особенно в верхней части звукового диапазона, чем у DALI, хотя тембровое звучание у них очень естественное. Высокие частоты менее чистые, чем у DALI, но низкочастотные динамики ничем не уступали. Бас диапазон у ELS3 расширенный, также как и у Zensor 1, но верхние частоты в нижнем диапазоне у Epos чище. Шипящие звуки у ELS3 получаются мене естественными и передача динамичности звука у DALI тоже выходит чуть лучше.

Басы у Wharfedale Diamond 10.1 более глубокие и теплые, чем у DALI или ELS3. Детализация у Diamond не так хороша, как у Zensor 1, но намного лучше, чем у ELS3. Степень детализации звука у Wharfedale также находится где-то посередине DALI и ELS3.

Epos M5i показали моле чуткий, детализированный звук с меньшим временем затухания, чем DALI, но на высоких частотах звук был сопоставим с Zensor 1. Из всех рассматриваемых здесь колонок у M5i самые глубокие и естественные басы, а также четкость передачи музыкальной динамики.

Заключение

В Zensor 1 DALI воплотили удивительно реалистичные колонки для своей цены и размеров. При минимальном количестве недостатков сильные стороны Zensor 1 могут потягаться с полочными колонками стоимостью в два раза выше и более. Я поражен тем, как такие миниатюрные колонки способны создать такой объемные звук в разных жанрах музыки. Эта привлекательная малышка задает новый уровень в своем классе, покорить который будет нелегко. Отличная работа!

Технические характеристики

Тип: двухполосная полочная акустика с задним портом
Излучатели: 25мм твиттер с куполом из материи, 5.25″ НЧ-динамик с бумажным диффузором. 
Частота кроссовера: 2.9 кГц.
Частотный диапазон: 53 Гц–26.5 кГц, ±3дБ. 
Номинальный импеданс: 6 Ом. 
Чувствительность: 86.5 дБ
Рекомендуемая мощность усилителя: 25–100 Вт.
Размеры: 274 X 162 X 220 мм
Вес: 4.2 кг.
Отделка: Black, White, Light Walnut (винил).
Цена: $475 за пару. 
Производитель: DALI A/S, Dali Allé 1, DK-9610 Norager, Denmark.

Используемое оборудование

Аналоговые источники: VPI TNT IV, Rega Planar 3 turntables; Immedia, Syrinx PU-3 tonearms; Koetsu Urushi, Clearaudio Virtuoso Wood cartridges.
Цифровые источники: Lector CDP-7T, Creek Destiny CD players.
Предусилители: Vendetta Research SCP-2D, Creek Destiny phono stages; Audio Valve Eclipse line stage.
Усилитель мощности: Audio Research Reference 110.
Интегральный усилитель: Creek Destiny.
Акустика: Epos ELS3 & M5i, Wharfedale Diamond 10.1.
Кабели: Interconnect (all MIT): Magnum M3, MI-350 CVTwin Terminator, MI-330SG Terminator. Speaker: Acarian Systems Black Orpheus.

По материалам издания Stereophile
Автор Robert J. Reina

About Author

Добавить комментарий