Harbeth Super HL5

Некоторые английские Hi-Fi-бренды воспринимаются как очень или даже самые английские. Harbeth — из их числа. Почему? Вероятно, в первую очередь из-за присущего компании духа консерватизма, занимающего важное место в культурной традиции и жизни туманного Альбиона. Модельный ряд Harbeth скроен не по моде — примерно в той же степени, в какой последней архитектурной моде не отвечают лондонский Тауэр и Эдинбургский замок… В связи с Harbeth в сознании возникает образ дуба-долгожителя — подобных великанов немало в экранизациях классической английской литературы и детективов с Эркюлем Пуаро. Неважно, что возраст деревьев измеряется сотнями, а компании — десятками лет. Важен образ. Как и в музыке, духу которой служит Harbeth.

 

 

 

Университеты ВВС

Отношение к марке Harbeth как к «самой английской» во многом обусловлено ее многолетними тесными контактами с Би-би-си — одним из символов Британии, чей авторитет признан во всем мире. Корпорация пестует творцов английского звука, похоже, с таким же постоянством, с каким МГИМО готовит кадры для дипломатических ведомств. В тесте акустической системы Harbeth Compact 7-ES3 («АудиоМага-зин» № 102) Сергей Таранов припомнил имена инженеров, прошедших профессиональную огранку в ВВС; кстати, рекомендую почитать (и даже перечитать) эту великолепную статью.

Основатель Harbeth Дадли Харвуд трудился в отделе исследований и разработок ВВС. Наибольшей известностью пользуется созданный в недрах отдела мини-монитор ближнего поля LS3/5, выпускавшийся несколькими английскими фирмами; очень давно «АудиоМагазин» писал об этой весьма любопытной акустической системе под маркой Rogers. В том же подразделении ВВС при участии Харвуда создавалась концепция тонкостенного корпуса (о ней ниже).

Вполне естественно, что, покинув ВВС, Дадли Харвуд начал свое дело. В 1977 году он основал компанию, объединив в ее названии два слога: начало собственной фамилии (Har-) и окончание имени его жены Элизабет (-beth). Тут же замечу, что и нынешний глава Harbeth Алан Шоу в юности работал в Би-би-си. Позже он стал первым европейцем в штате японского гиганта NEC, что способствовало продвижению продукции Harbeth в Японии. Шоу принял эстафету у Харвуда в 1987 году и до сих пор является владельцем и главным разработчиком компании.

Ощущение укорененности в традиции усиливается, когда читаешь о давшей приют подразделениям Harbeth средневековой деревушке Линдфилд близ Хауардс-Хит, что в Западном Сассексе (к югу от Лондона), с бережно сохраненными домами начала (шутка сказать!) XIV столетия — в них по-прежнему живут люди (около трех тысяч человек) — и с древнейшими тисами, из которых, по преданию, делали стрелы лучники короля Гарольда перед битвой при Гастингсе…Важно заметить, что в Линдфилде собирается вся акустика Harbeth, и там же изготавливаются важнейшие ее элементы: излучатели, реализующие фирменную технологию RADIAL. Корпуса колонок делаются в другом месте, но все-таки в Соединенном Королевстве. Би-би-си остается главным потребителем продукции Harbeth, по крайней мере профессиональной линии, в том числе М20 (LS3/5a), М30 (LS5/9) и М40 (LS5/8), — разборчивым профессионалам надобны высококачественные звуковые инструменты с умеренной инновационностью (национальная особенность) и непременно «made in UK». Словом, никакой погони за модой и никаких азиатских смежников.

От полипропилена к RADIAL

Излучатели с пластиковыми диффузорами ввели в обиход два британских инженера — Спенсер Хьюз (Spendor), который делал ставку на бекстрен (1960-е годы), и позже Дадли Харвуд, отдававшим предпочтение полипропилену (материалу, получаемому полимеризацией пропилена). Любопытно, что название Spendor образовано тем же способом, что и Harbeth, — заимствованием слога из имени жены.

Еще работая на Би-би-си, Харвуд разрабатывал динамики с полипропиленовыми диафрагмами, и основанная им фирма поначалу ориентировалась главным образом на потребности вещательной корпорации, которая получала мониторы с такими головками. Первой моделью марки Harbeth была HL Monitor (Mkl) — прототип рассматриваемой акустической системы SHL5, которая относится уже к шестому поколению. В 1976 году Харвуд зарегистрировал патент на использование полипропилена для производства диффузоров динамиков. С его легкой руки этот столь нелюбимый аудиофилами всех стран материал стал повсеместно применяться для изготовления громкоговорителей, главным образом недорогих (хотя есть и исключения, например Dynaudio; правда, датчане исправляют полипропилен, добавляя в него тальк).

В начале 1990-х, объединив свои ресурсы со средствами целевого правительственного гранта, Harbeth, уже под началом А. Шоу, привлекла группу специалистов для работы в рамках особого проекта над новым материалом диффузоров НЧ/СЧ-динамиков на основе полиэтилена (ТРХ). Итогом их деятельности стала технология RADIAL (Research and Development of Advanced Loudspeakers). Важно подчеркнуть, что в отличие от полипропилена, применяемого для производства самых разных вещей, от кухонной техники до бутылочных ящиков, RADIAL разрабатывалась исключительно для акустических систем при глубоком критическом изучении комплекса аспектов.

Алан Шоу поясняет, что диафрагма RADIAL обладает необходимой жесткостью на низких и средних частотах и контролируемым демпфированием — ни больше ни меньше — на высоких. Другими словами, она частотно зависима. Можно вспомнить, что бумага, отношение к которой звуколюбов в основном позитивное, привлекает отнюдь не идеальной жесткостью, а выгодным сочетанием свойств. Правда, и бумагу приходится дорабатывать — пропитки, волокнистые включения, композиты и т. д.

На интернет-сайте Harbeth есть видеоролик, в котором Алан Шоу демонстрирует преимущества RADIAL перед полипропиленом на примере передачи динамиками звуков рояля в разных регистрах. Даже компьютерная акустика достаточно хорошо иллюстрирует сказанное.

Два кубических фута

В линейке Domestic модель SHL5 занимает вторую сверху, предфлагманскую позицию (в серии шесть АС). Традиционна, а скорее, консервативна геометрия колонок: широкая передняя панель, глубина меньше ширины. Пропорции «two cubic feet», говорят англичане. Аналог среди соотечественников — широкогрудые «комоды» Tannoy Prestige, тоже очень английские.

По абсолютным габаритам SHL5 лишь немного (на сантиметр-другой) отличаются от классических мониторов ВВС LS5/5 1960-х годов — еще одна из многочисленных материализаций духа тори. Другими словами, Harbeth, не заискивая перед жаждущим новизны потребителем (в первую очередь молодым), делает акустику по старым лекалам, руководствуясь вышеупомянутым принципом умеренной инновационности. Если б меня попросили сказать, не прибегая к словарям и Интернету, о происхождении поговорки «от добра добра не ищут», то я бы предположил: скорее всего, она английская.

Резонирует — не резонирует

Корпуса всех своих колонок Harbeth делает из необычно тонких 12-мм MDF-панелей, причем фронтальная и тыловая стенки АС крепятся отдельно, каждая на двенадцати винтах (по четыре справа и слева, по два сверху и снизу). Мысли, что с толстыми панелями в стране напряженка и что в королевстве низок уровень деревообработки, а потому невозможно делать корпуса неразборными, представляются абсурдными. Не стоит думать также, что компания создала «проблему» лишь для того, чтобы завлекательно и наукообразно растолковывать, насколько удачно и элегантно она ее решает: мол, все во вселенной резонирует, и ей посредством битумных матов и пр. не без труда удалось сдвинуть резонансы из опасной частотной области в безопасную… В аудио доминирует суждение на уровне аксиомы: музыка — госпожа (только она может), а аудиосистема — ничтожная раба (она только должна). То есть первой дозволено петь, а второй не дозволено подпевать. Как следствие, большинство производителей стремятся делать колонки с акустически мертвыми корпусами из MDF или деревянных плит потолще, а то и из камня или даже бетона. Звучат подобные обелиски и надгробья зачастую очень хорошо. Вместе с тем убеждает звучание тех АС, которые либо сами искусно резонируют, подобно музыкальному инструменту (смелое решение встречаем у Brodmann, в прошлом Boesendorfer), либо приглашают поработать комнату (Mirage, разные омниполяры, диполи и т. д.).

Слабость последнего подхода лежит в ментальной области, поскольку очень трудно, если вообще возможно, дать ему объективное обоснование, а без него нынче непросто (замучают всякими «как?» да «почему?»). Мы больше доверяем рекламе туши для ресниц, если на заднем плане маячит бутафорский компьютер и тебе сообщают, что объем увеличился на 87% (как и в аудио, встает вопрос: как мерили?). Многое здесь сродни трюкам сына турецко-подданного. Ох уж эти вездесущие сегодня цифры, цифры, цифры… К счастью, для многих звучание служит доказательством. Для меня в том числе.

Оснастка

Harbeth SHL5 — не напольная модель (таковых нет в каталоге), но и полочной ее не назовешь. Две крепкие деревянные платформы соединяются посредством четырех полых (для сыпучего балласта) пластиковых колонн и накрепко стягиваются стальными спицами.

Каждая АС укомплектована тремя динамиками: 200-мм RADIAL (фазоинвертор, порт спереди, смещен от центральной оси), 25-мм твитером (алюминий) и 19-мм супертвитером (титан; прорезывается где-то на 10 кГц и дотягивается до 24 кГц). Оба твитера традиционно для Harbeth — производства SEAS.

Трехполосными SHL5 можно считать лишь с оговорками, так как посредством электрических фильтров формируется только раздел между полосами двух нижних динамиков (фильтры высоких порядков). Основная звуковая и музыкальная нагрузка лежит на головке RADIAL, которая вполне заслуживает названия широкополосной. Возможен bi-wiring/amping.

Паспортную чувствительность акустики (86 дБ) большинство найдет низкой. Сегодня, однако, значение этого параметра слишком уж превозносится. Все-таки нынче не тьмутараканские времена, когда инженеры добывали мощность, точно старатели — алмазы в копях. Правда, нужно принимать в расчет, что стоимость лампового ватта существенно выше стоимости ватта транзисторного. Слабосильные триодные однотактники, для которых высокая чувствительность критична, можно считать экзотикой. Впрочем, и это, по-моему, небесспорно ввиду переоценки фактора макродинамики. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Звучание

Выше немало сказано о профессиональной работе со звуком, для которой в течение многих лет предназначались Harbeth.SHL5, однако они не отвечают представлениям (по крайней мере, моим) о типичном студийном мониторе, звучание которого характеризуется отстраненностью, сухостью, нередко стерильностью и, как правило, малой эмоциональностью (не до сантиментов — люди работают). Баланс ментального (мозгового) и эмоционального начал, который так или иначе всегда присутствует в музыке, представляется ли она в живой или аудиоформе, в случае SHL5 очевидно смещен в сторону чувственности. Похоже, у людей из Би-би-си какие-то особенные уши…

Стиль Harbeth SHL5 не согласуется со студийной парадигмой и по объективной причине: их тональный баланс отмечен затемнением района 3 кГц (3-я — 4-я октавы фортепиано), что, однако, воспринимается как особенность, а не недостаток. Восприятие музыки сильно пострадало бы от подъема чувствительности в этой частотной области, связанной с состояниями тревоги, опасности — не случайно чувствительность слуха здесь предельна.

Если в оценке трактовки колонками музыкальной «буквы» и допустимы те или иные «но», то в преподнесении духа музыки Harbeth SHL5 — одни из выдающихся АС. Чрезвычайно ценен нередко упоминаемый нами в связи с лучшими образцами эффект исчезновения аудиосистемы и проявления музыки. Хотя кто-то, быть может, и не одобрит исчезновения, пусть и виртуального, аппаратуры, за которую он платил деньги…

Динамик RADIAL выполняет основную работу не только в формальном, но и в сугубо практическом плане — музыкальном; даже не хочется называть то, что он делает, прозаическим словом «работа». Безупречными его помощниками, в первую очередь в смысле близости характеров, выступают оба твитера, а супертвитер демонстрирует на редкость изысканную звуковую каллиграфию в отведенном ему частотном высокогорье.

Не оставляет места критике нижний регистр: пара с совершенной ясностью транслирует его интонационную и тембровую структуру, подчеркивает акустическую природу баса в соответствующей музыке. Свободно дыхание органной педали, оркестровой контрабасовой группы, корректно, без вздутий и пузырей, объемно передаются большая октава и контроктава рояля…

АС своеобразно интерпретируют музыкальное пространство, располагая сцену слегка полукругом, амфитеатром и тем самым преобразуя залы обычной прямоугольной геометрии в подобие Альберт-холла. В музыке открываются выразительные пространственные перспективы.

Замечательно экспрессивно SHL5 играют на малой громкости — настоящий нектар для ушей. Эти колонки — поистине neighbour-friendly. Воздержусь от комментирования WAF (wife acceptance factor)…

Вывод

Harbeth SHL5 — акустика со студийной родословной (Би-би-си) и нетипичным для студийной техники звучанием. Хотя можно тут же оспорить данное утверждение, приняв во внимание важность не столько звукового, сколько музыкального разрешения, которое у данной модели весьма высоко. Ведь, как известно, не всякие звуки и не всегда складываются в музыку. Выше говорилось об умеренной инновационности Harbeth. Однако, во-первых, инновационность в данном случае вполне достаточна; скажем, на все сто и впечатляюще служит музыке технология RADIAL. Во-вторых, умеренная инновационность вообще свойственна классике. Harbeth SHL5 — это классика, тяга к которой неизбывна.

По материалам издания АудиоМагазин

About Author

Добавить комментарий