Anthem Integrated 225

В новом году логично снова обратиться к обзору рынка усилителей, в этот раз сконцентрировавшись на области верхнего хай-фая (или, если угодно, нижнего хай-энда). Реалии же нашего бытия таковы, что в этом диапазоне критериям качества без оговорок отвечают только одноблочные конструкции. Ими и займемся

Ценовой диапазон в районе 3000 долларов условно можно считать зоной перехода. Здесь встречаются и соприкасаются две разные концепции — Hi-Fi с его принципами добротности и разумной достаточности и High End как область творчества, менее ограниченная бюджетом. Тут же есть место и для новых амбициозных компаний, завоевывающих себе место на рынке. Еще лет десять назад этот символический водораздел пролегал пониже. Однако сейчас в сфере аудио, как и везде, ситуация меняется в сторону неумолимого роста цен. Поэтому в обозначенном сегменте неизбежны некоторые компромиссы конструкции. В чем конкретно они заключаются, сильно зависит от того, с какой стороны водораздела позиционирует себя фирма. Бренды, традиционно считающиеся хай-файными, в своих топовых моделях делают комплект под завязку, с множеством вспомогательных опций (включая умное управление и интерфейсы, облегчающие интеграцию в систему домашнего кинотеатра), богатой коммутацией и прочими приятными сервисными функциями. При этом, если подходить достаточно строго, собственно качество тех же коммутационных блоков или, допустим, организация питания может оставлять желать лучшего. С другой стороны, хай-эндные компании в попытке стать ближе к народу выпускают младшие бюджетные линейки. В этом случае мы можем рассчитывать на ожидаемые ценности топ-класса, в частности нечувствительность к характеру нагрузки, даже сложной, и индивидуальный почерк. Но для сохранения (хотя бы отчасти) фирменных ресурсозатратных наработок производители экономят на иных вещах, чаще всего на той же коммутации и удобствах эксплуатации. Однако возможна и смена парадигмы, например, обращение к классу D в усилителях мощности. Выбор, как всегда, делается в соответствии с личными предпочтениями и с учетом специфики других компонентов системы (особенно акустики, вспоминая замечание о проблеме качественного питания усилителя). Как бы то ни было, выбрать есть из чего, и задача оптимизации расходов имеет решение.

Тестовая система

1. Источник – проигрыватель компакт-дисков Bryston BCD-1 
2. Акустические системы – PMC OB1i 
3. Аналоговые небалансные межблочные и акустические кабели – Analysis Plus 
4. Аналоговые балансные межблочные кабели – Analysis Plus Silver Oval-in

Тестовый материал

1. Г. Пёрселл, «King Artur» (Harmonia Mundi, 195200) 
2. Г. И. Ф. Бибер, «Мистерии-сонаты» (ALPHA, 038) 
3. C. Прокофьев, «Скифские сюиты» (PHILIPS, 473 600-2) 
4. Людвиг ван Бетховен, Соната №23 для фортепиано фа минор «Аппассионата» (DG, 457 296-2) 
5. В. Баумгратц, «Organ Landscape» (MDG, 319 0962-2 MDG Gold) 
6. Tory Amos «Little Earthquakes» (Atlantic, AT82358) 
7. Blackmore’s Night «Beyond the Sunset» (SPV, 087-69900) 
8. Rammstein «Mutter» (Motor Music, 549 639-2) 
9. The Who «Quadrophenia» (MCA MCAD2-11463) 
10. Manowar «Fighting the World» (ATCO, 7567-90563-2) 
11. Anorexia Nervosa «Redemption Process» (Listenable Rec., POSH063)

Указанные в статье цены являются ориентировочными.

Рубрикатор:

Стр. 2 – Exposure 3010 S2 
Стр. 3 – Electrocompaniet Prelude PI-2 
Стр. 4 – T+А Power Plant MK II 
Стр. 5 – Anthem Integrated 225 
Стр. 6 – Arcam FMJ A38 
Стр. 7 – Итоги

Exposure 3010 S2

Цена – 63 000 руб.

Английская компания Exposure, созданная в 1974 году Джоном Фарлоу, имеет студийные корни и пользуется авторитетом в мире рока. В частности, с помощью ее усилителей записывали свои альбомы Led Zeppelin и Pink Floyd. Репутация бренда остается незыблемой благодаря ориентации на качество и сохранение традиций

Конструкция Exposure 3010 S2 соответствует фирменной философии — ее отличают высокое качество элементной базы в сочетании с проверенными схемотехническими решениями. Предварительный усилитель функционирует в классе А, а наличие двух выходов Pre-out позволяет использовать более мускулистые усилители мощности, причем, по схеме би-ампинг. Блок питания оборудован серьезным силовым тороидальным трансформатором, в сигнальных цепях стоят аудиофильские высококачественные конденсаторы, на выходе работают быстрые биполярные транзисторы. Алюминиевый корпус с овальной шлифованной передней панелью окрашен в черный цвет, который хорошо гармонирует с красными светодиодами подсветки. В качестве опции можно установить модуль фонокорректора для головок звукоснимателя типа MC или MM. Добротные гнезда RCA линейных входов достойны отдельной похвалы за прочное крепление и просторную расстановку. Картину чуть портят четыре пары клемм для акустического кабеля под бивайринг, допускающие коммутацию исключительно «бананами». Еще одной ложкой дегтя стал пульт управления — универсальный, но с большим количеством мелких, близко и неудобно посаженных кнопок. 
Exposure 3010 S2 звучит очень четко, точно и сфокусированно во всем диапазоне, за исключением басового регистра. Заметное подгуживание в определенных фрагментах музыкальных композиций и постоянная приглушенная расплывчатость низких частот могли в значительной степени быть обусловлены неудачным выбором акустики, которая оказалась тяжеловатой для британского усилителя. В целом чуть суховатому, острому и детальному саунду не помешало бы добавить тембральной насыщенности и телесности. Планам не удалось как следует развернуться в глубину, хотя разделение источников по ширине было очень неплохим, возможно, даже чуть более собранным и точечным, чем нужно. Все инструментальные линии (кроме басовых) прорисовывались аккуратно и четко. Игра Большого симфонического оркестра показалась чуть плоской и светлой, а проглатывание микродинамических контрастов привело к тому, что подача воспринималась как несколько статичная. 
Совсем иная картина наблюдалась при воспроизведении записей рок-музыки и металла. Скука, если и присутствовала, начисто испарилась, палочки ритмично и прозрачно ударили по тарелкам, отбивая доли чисто и без малейшей жести. Гитары, не отличаясь чрезмерной наполненностью и плотностью, очень драйвово и весело завели свои темы, бас-гитара четко поддержала бочки ударника. Никаких признаков тормозящих низов или сплющенного проваленного голоса обнаружено не было, упругий заводной драйв оправдал все ожидания, и ноги сами пускались в пляс. Exposure 3010 S2 великолепно раскрылся в «Shadow of the Moon» Blackmore’s Night и «Little Earthquakes» Тори Эймос, исполнив их выпукло, эффектно и празднично (хотя бас все равно оставался нечетким).

Результаты измерений:

Exposure 3010 S2 продемонстрировал своеобразное для современных усилительных устройств поведение амплитудно-частотной характеристики. В диапазоне от 20 Гц до 20 кГц имеется достаточно стабильный участок с невысокой неравномерностью (0,7 дБ), не вызывающий никаких подозрений, но выше 20 кГц начинается резкий спад, достигающий уровня –3 дБ на частоте 42 кГц (рис. 1). Уровень искажений средний в подборке (рис. 2). Значение КНИ растет с увеличением частоты и уменьшением сопротивления нагрузки, но в любом случае остается за границей слышимости. Максимальная выходная мощность равна 130 Вт на канал при 8 Ом. Высокий демпинг-фактор (370) помогает работать и с нагрузкой 2 Ом. В этом случае усилитель готов отдать до 315 Вт. Разделение сигнала между каналами достаточно высокое во всей полосе частот (рис. 3).

Паспортные данные: 
Название – Exposure 3010 S2 | Входное сопротивление, кОм – 17 | Входная чувствительность, мкВ – 250 | Выходная мощность (при нагрузке 8 Ом, 1 кГц), Вт – 110 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню +/-0,5 дБ) | Гармонические искажения (1 кГц), % – менее 0,03 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 100 | Разделение каналов (20—20 000 Гц), дБ – более 60 | Аудиовходы – стереопары RCA (5), Tuner, Phono | Аудиовыходы – Pre-out (2) | Энергопотребление (8 Ом, оба канала), В•А – менее 400 | Габариты, см – 11,5 x 44 x 30 | Масса, кг – 11

Оценки: 
Дизайн – 90% 
Качество изготовления – 95% 
Звучание – 85% 
Эргономика – 85%

Итоговая оценка – 90%

Плюсы: быстрое и легкое звучание, четкая прорисовка инструментальных линий, хорошая детальность 
Минусы: проблемы с нижним басом при работе со сложной нагрузкой

Вывод: 
Усилитель, который помнит свои роковые корни. Академическую музыку он играет суховато и остро, с определенной эмоциональной холодностью. Но в энергичных заводных композициях его ритм, драйв и четкость оказываются востребованными в полной мере


Electrocompaniet Prelude PI-2

Цена – 100 000 руб.

Новая серия Prelude норвежской Electrocompaniet считается начальной, однако входящие в нее модели сконструированы по фирменным рецептам (в частности, с полностью балансной схемотехникой). Второй в линейке интегральник с индексом PI-2 отличается от младшего брата большей мощностью

Электронный регулятор громкости в новом усилителе идентичен использованному в старших моделях EC4.8 и EC4.9. Источник питания оснащен тороидальным трансформатором на 400 В•А и банком емкостей Nippon Chemi-Con в фильтре на 80 000 мкФ. Максимальный пиковый ток может превышать 50 А. 
Передняя панель Prelude PI-2 сделана из цельного куска шлифованного алюминия толщиной 20 мм, а боковые и верхняя — из единого гнутого стального листа. Серьезное внимание было уделено проблеме вентиляции — большую часть крышки и частично боковых стенок и дна занимают многочисленные прорези, через которые корпус с боков просвечивается насквозь. Компоновка элементов схем абсолютно симметричная. Гнезда входов RCA и XLR, как и акустические клеммы, довольно простые, хотя хорошо закреплены на задней панели. При осмотре выяснилось, что «бананы» акустических кабелей не входят в клеммы до конца и плохо фиксируются, а потому толстые и длинные провода могут выпасть под собственной тяжестью. Экран с ярко-синей индикацией дает не особенно оригинальное, но спокойное сочетание с серебром корпуса. Невесомый пластиковый пульт плотно заполнен кнопками и надписями, поясняющими их назначение, что не очень-то удобно. 
Наиболее сильная сторона модели — исполнение классической музыки разных направлений. Сразу после перечисления недостатков — которые свелись к тому, что при воспроизведении трудных фрагментов случались ритмические сбивки, искажения на форте, скрипки порой повизгивали, — их смело можно выкинуть из головы и переходить к достоинствам. Весь материал был сыгран эмоционально верно и очень музыкально, слушали мы его с удовольствием и понимали без проблем — вплоть до самых сложных записей. 
Понравилось мягкое и округлое звучание с тонкими деталями, вибрациями и дрожанием тембров, мелкими шумовыми призвуками, сделанными совсем не в резкой манере. Тембральную насыщенность стоит оценить скорее как среднюю, но саунд был гармоничен и прозрачен, с чуть дымчатыми контурами. Когда нужно, присутствовали изящество и задумчивость, в других местах и в других фрагментах сменявшиеся стремительным движением и свободными форте с изобилием воздуха и сохранением пропорций звуков и планов. Бас не мясистый и не жесткий, но пластичный и красивый, с определенным ограничением детальности. Вокал, как классический, так и не академический, очень понравился выразительностью и наполненностью голосов. 
Порадовало качество ВЧ в неакадемических жанрах. Перкуссия отыгрывалась четко, прозрачно и без малейшей грязи, а разнообразная фактура ударов палочками и щетками по тарелкам даже неожиданно удивила. Отличные насыщенные «говорящие» гитары своими упругими риффами заметно усиливали настрой и обеспечивали идеальное попадание в ритм. Любые записи звучали неизменно вкусно и интересно, разве что в самых быстрых и жестких фрагментах все же не хватало цепкости и ясности и ощущалась смягченность атаки.

Результаты измерений:

Рекордно низкая неравномерность АЧХ усилителя Electrocompaniet Prelude PI-2 в звуковом диапазоне частот (0,08 дБ) не имеет значимого ухудшения и в надтональной области (рис. 1). Спад характеристики на 80 кГц составляет 0,71 дБ. По значению максимальной выходной мощности аппарат является аутсайдером нашего теста. На нагрузку 8 Ом он отдает всего 95 Вт, но его конструкция и в частности энергоемкий блок питания позволяют PI-2 справляться с низкоомной нагрузкой заметно лучше многих конкурентов. Так, на 2 Ом он отдает уже 265 Вт при практически отсутствующем увеличении искажений в рабочей области, тем самым догоняя и даже перегоняя некоторых участников (рис. 2). Коэффициент демпфирования очень высокий — 370. Проникновение сигналов между каналами практически отсутствует (рис. 3). Ослабление не падает ниже 70 дБ даже в верхней октаве.

Паспортные данные: 
Название – Electrocompaniet Prelude PI-2 | Входное сопротивление, кОм – 47 | Входная чувствительность, мкВ – 250 | Выходная мощность (при нагрузке 8 / 4 / 2 Ом, КНИ 0,2%), Вт – 100 / 150 / 220 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 1—200 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения, % – менее 0,006 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 100 | Разделение каналов, дБ – более 120 | Аудиовходы – стереопары RCA (2), стереопары XLR (2) | Аудиовыходы – нет | Выходное сопротивление, Ом – 0,03 | Энергопотребление (idle), Вт – 100 | Габариты, см – 7,7 x 42 x 34 | Масса, кг – 14

Оценки: 
Дизайн – 90% 
Качество изготовления – 90% 
Звучание – 95% 
Эргономика – 85%

Итоговая оценка – 90%

Плюсы: отличные тембры, вокал и детальность, точная передача настроения 
Минусы: иногда чуть не хватает плотности и напора, смягченная подача музыки энергичных жанров

Вывод: 
Эмоционально одаренный аппарат с прозрачным, тонким и увлекательным почерком. Огрехи воспроизведения совсем не криминальны и компенсируются выдающейся музыкальностью. Легкая умиротворенность и мягкость идут не на пользу только небольшому количеству записей


T+А Power Plant MK II

Цена – 92 000 руб.

На сей раз немецкая «теория и практика» получила цифровое приложение. В новую серию E входит интересный аппарат с компьютерными возможностями и полноценным сетевым соединением, названный Music Player. Логичной парой для него стал усилитель класса D — Power Plant

Обновленная версия усилителя Power Plant MK II принадлежит к серии Е немецкой компании T+A, ориентированной на качественное воспроизведение самого разно­образного контента (а не только традиционных носителей). Несмотря на цифровую природу, аппарат сохранил ряд фирменных ценностей, например моторизованный регулятор громкости ALPS и использование операционных усилителей с собственной обвязкой и энергоснабжением. 
Блок питания содержит тороидальный трансформатор мощностью 330 В•А и банк емкостей на 33 000 мкФ. Помимо него, для выполнения сервисных функций предназначен дополнительный БП. Крупный солидный корпус с зализанными формами и отсутствием вентиляционных отверстий вызывает ассоциации с алюминиевым кейсом. Дизайн передней панели — типично-узнаваемый для продукции Т+А: большая ручка громкости и выход на на­ушники справа плюс россыпь мелких круглых управляющих кнопочек для выбора входа, опций эквалайзера, баланса каналов и пр. Столь же обычна и такая своеобразная черта, как отсутствие пульта ДУ. Однако усилителем можно управлять, например, с пульта мультимедийного плеера при соединении аппаратов по фирменной шине E-Link. Коммутационные группы организованы с явной экономией места и на довольно скромных разъемах. Исключение составляют только две пары клемм WBT для акустических кабелей. 
При описании звучания T+А Power Plant MK II придется долго повторяться, рискуя надоесть постоянным употреблением слова «самый»: самая лучшая сцена с наиболее прорисованными планами, самая хорошая детальность звуковой картины, внятность и ясность тембров, самый четкий безупречный ритм, самое явственное ощущение масштаба и плотности волны звука и так далее. Но самое (извините за тавтологию) интересное — это, безусловно, то, что в почерке модели начисто отсутствуют некоторые негативные черты, присущие усилителям, работающим в классе D. Хороший, наполненный и не звенящий орган; детальный сформированный бас, нарисованный прямо-таки линией; превосходные, мягкие и чистые медные духовые инструменты; отчетливые струны, с обертонами и фактурой переливов; масштаб и достоверность — какой же тут класс D? Это крайне приличный аппарат, декларирующий классические ценности. Голоса певцов порадовали полнотой тембров и эмоций, живостью и открытой манерой исполнения. Вообще вокалисты и солирующие инструменты прорисовывались крупно и выпукло, а игре симфонического оркестра сопутствовало ощущение объема и массы звука, изобилия воздуха, рождалось какое-то радостное чувство. Великолепные чистые форте вызывали согласную улыбку удовольствия. 
Энергичные жанры преподносились абсолютно не жестко, на редкость мощно и быстро, по-концертному, с отличнейшим заводным драйвом. Звучание было вкусное, идеально сбалансированное, очень четкое и внятное. По степени увлекательности все попытки других аппаратов воспроизвести этот тестовый материал даже рядом не стояли. И только при самой скоростной басовой накачке двумя бас-бочками в треке Anorexia Nervosa низы чуть смялись и заболтались.

Результаты измерений:

Усилитель T+A Power Plant очень чувствителен к изменению сопротивления нагрузки, о чем свидетельствуют практически все измеренные показатели. На графике частотных искажений это проявляется в первую очередь в изменении полосы пропускания сигнала и неравномерности характеристики (рис. 2). Так, при нагрузке 2 Ом на частоте 20 кГц обнаруживается спад более чем в 3 дБ. При 8-омной нагрузке верхняя граничная частота заметно смещается вправо, но при этом уровень выходного сигнала заметно растет в надтональной области (рис. 1). При снижении сопротивления нагрузки возрастает и уровень продуктов нелинейных искажений. Максимальная выходная мощность на высоких частотах заметно ниже, чем на средних и низких (110 Вт против 150, при 8 Ом). Демпинг-фактор равен 160, что более чем достаточно для этого устройства. Отношение сигнал/шум составляет 108 дБА.

Паспортные данные: 
Название – T+А Power Plant MK II | Входное сопротивление, кОм – 20 | Входная чувствительность, мкВ – 250 | Выходная мощность (при нагрузке 8 / 4 Ом), Вт – 140 / 240 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 1—60 000 (по уровню –3…+0 дБ) | Гармонические искажения, % – менее 0,005 | Отношение сигнал/шум, дБ – не указано | Разделение каналов, дБ – более 80 | Аудио­входы – стереопары RCA (5) | Аудиовыходы – стереопара RCA, Pre-out, на наушники (мини-джек 3,5 мм) | Энергопотребление, Вт – не указано | Габариты, см – 12 x 44 x 39 | Масса, кг – 13

Оценки: 
Дизайн – 90% 
Качество изготовления – 95% 
Звучание – 95% 
Эргономика – 85%

Итоговая оценка – 95%

Плюсы: крупно и живо прописанные солисты, отличные тембры и ритм, радостная натуралистичная подача 
Минусы: нет пульта ДУ, неудобные и тесные коммутационные разъемы

Вывод: 
Великолепный высокоуниверсальный усилитель, чуть сдавший только на самом нагруженном экстриме. Произведения любых музыкальных жанров он исполняет чисто, живо, сочно, когда надо — по-концертному, с воздухом и превосходным объемом, и идеально в настроении

Anthem Integrated 225

Цена – 70 000 руб.

Имя Sonic Frontiers хорошо известно любителям классического стерео и ценителям качественного и комфортного звука. С 1998 года Sonic Frontiers входит в состав компании Paradigm и продолжает выпуск высококачественной техники под брендом Anthem. Ассортимент продукции Anthem не ограничен только стереокомпонентами и включает в себя обширную линейку многоканальных AV-процессоров, ресиверов и усилителей для домашнего кинотеатра

В сигнальных цепях усилителя Anthem Integrated 225 используются металлопленочные резисторы и фольговые конденсаторы. В блоке питания стоит тороидальный трансформатор и два конденсатора Nichicon в фильтре, суммарной емкостью 30 000 мкФ. Предварительные усилители оснащены цепями точной стабилизации напряжения ±15 В. Усилитель мощности имеет полностью симметричную схему с тремя парами биполярных транзисторов на каждое плечо. Большие радиаторы охлаждения выходных каскадов, конструкция которых была просчитана и смоделирована на компьютере, обеспечивают эффективный отвод тепла. Дизайн тяжелой (почти двадцатикилограммовой) модели вызывает желание охарактеризовать ее как традиционный и даже, возможно, чуть старомодный аппарат. Почти по всей площади верхней крышки цельнометаллического корпуса из толстого (2,5 мм) стального листа расположено множество вентиляционных прорезей. Гнезда входов RCA посажены тесно, буквально впритык друг к другу. Радует то, что балансный вход вынесен на оперативный простор. Акустические клеммы не предполагают использование бивайринга и на вид довольно простые, однако «бананы» кабелей фиксируются в них хорошо и надежно. По передней панели из серебристого шлифованного алюминия расположены управляющие кнопки и ручки разной величины; дисплей отсутствует. Пульт ДУ, этакий солидный кирпичик из приличного бархатистого пластика, — универсальный и обучаемый, с подсветкой, основные горячие кнопки расположены удобно. 
Anthem Integrated 225 продемонстрировал самый сочный и насыщенный саунд в тесте, особенно в НЧ-диапазоне. Нижний регистр органа, рояль, большой оркестровый барабан вносили весомый вклад в общую картину. По деталям тембров и разборчивости усилитель представляет собой промежуточный вариант между T+A Power Plant и Electrocompaniet Prelude PI-2. Правда, сцена в исполнении Anthem получалась не столь глубокая и протяженная, воздуха и открытости было поменьше, чем у более дорогих конкурентов, однако это ничуть не препятствовало получению удовольствия от прослушивания. Да, слегка не хватало ощущения общего звукового поля и слитных послезучий, что было особенно заметно в игре Большого симфонического оркестра. Однако, поклонники крупного и весомого звука с изрядной долей теплоты всемерно одобрят подобную подачу, столь приятно контрастирующую с ломким и крупным саундом стремящихся к искусственной детальности моделей. 
При этом аппарат отлично сыграл рок и несколько спорно – металлические композиции. Отметим, что напор и драйв, традиционно отличающие североамериканский хай-фай, проявились в почерке Anthem Integrated 225 в полной мере. Плотный и мощный бас, уверенная передача ритма, хлесткая атака в высокочастотном регистре – все на месте. А вот брутальные жанры были отыграны с некоторой механистичностью и склонностью к упрощению. Тем не менее, это один из лучших аппаратов в нашем тесте.

Результаты измерений:

Усилителю Anthem Integrated 225 свойственны широкая рабочая полоса и при этом очень гладкая частотная характеристика (рис. 1). Спад в 0,5 дБ обнаруживается лишь на 80 кГц, а неравномерность в области звуковых частот не превышает 0,12 дБ. Столь замечательные частотные параметры сохраняются и с увеличением мощности выходного сигнала, которая достигает 280 Вт на 8 Ом. Аппарат не пасует при работе с низкоомной нагрузкой и выдает рекордные в рамках теста 615 Вт на 2 Ом. Уровень нелинейных искажений стабилен в широкой полосе частот и мощностей и остается неизменным в среднем на уровне 0,01% (рис. 2). Рекордной является и величина отношения сигнал/шум — 112 дБ. А вот взаимопроникновение сигнала между каналами неумолимо возрастает с ростом частоты, и в ВЧ-области ослабление становится ниже 60 дБ (рис. 3).

Паспортные данные: 
Название – Anthem Integrated 225 | Входное сопротивление / Phono in, кОм – 30 / 47 | Входная чувствительность, мВ – 250 | Выходная мощность (при нагрузке 8 Ом, 20—20 000 Гц, КНИ менее 1%), Вт – 225 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню –0,15…+0 дБ) | Гармонические искажения (1 / 20 кГц, 100 Вт, 8 Ом), % – 0,01 / 0,03 | Отношение сигнал/шум, дБ – 105 | Разделение каналов (100—10 000 Гц), дБ – более 57 | Аудиовходы – стереопары RCA (5), Phono, стереопара XLR | Аудиовыходы – стереопара RCA, Pre-out | Энергопотребление (на 8 Ом), Вт – 300 (максимальное 800) | Габариты, см – 14,9 x 43,8 x 45,7 | Масса, кг – 19,4

Оценки: 
Дизайн – 85% 
Качество изготовления – 90% 
Звучание – 90% 
Эргономика – 90%

Итоговая оценка – 90%

Плюсы: крупный фактурный звук, наполненные рельефные тембры 
Минусы: некоторая ритмическая нечеткость, не всегда сфокусированный бас

Вывод: 
Усилитель с эффектным, густым и насыщенным звучанием, отлично подходящий любителям крупных образов и камерной подачи. Драматичная симфоническая музыка может играть несколько разрозненно, а записи жестких стилей — просто и прямолинейно

Arcam FMJ A38

Цена – 79 900 руб.

Аббревиатура FMJ расшифровывается как Faithful Musical Joy, и интегральник А38 действительно может дать повод для радости — благодаря обновленной конструкции малошумящего предусилителя, схеме с кратчайшим путем сигнала, наличию аудиофильских комплектующих и коммутационному богатству

Техника Arcam, проектируемая и собираемая в английском Кембридже, олицетворяет союз продвинутых конструкторских идей и разумной экономной достаточности. Вполне аудиофильская начинка усилителя FMJ A38 — приличных размеров тороидальный силовой трансформатор, конденсаторы Stargate и Rubicon, четырехслойные печатные платы — занимает аккуратный, но скромный по размерам корпус, чей вклад в вес аппарата отнюдь не основной. Верхняя и боковые стенки сделаны из гнутого стального листа толщиной 1 мм. Передняя панель из шероховатого алюминия в тон корпусу окрашена в серо-черный цвет «мокрый асфальт». Шасси усилителя изготовлено по технологии Acousteel, использующей для демпфирования резонансов и вибраций сэндвич из двух стальных листов с полимерным слоем между ними. По коммутационным возможностям и количеству различных доступных опций это наиболее богато оснащенный участник теста (а дополнительно доступен еще и модуль фонокорректора для головок звукоснимателя типа MM). Наличие выхода с предусилителя и отдельного входа «мощника» позволят при желании совершенствовать систему в будущем. На лицевой панели выделяется крупный регулятор громкости и монохромный зеленый экран, отображающий информацию по текущим режимам работы компонента. Фасад густо усеян мелкими управляющими кнопочками одинакового размера, также там есть выход на наушники. Серебристый пластиковый универсальный пульт довольно удобен и способен командовать восемью фирменными устройствами. 
Несмотря на некоторые начальные сомнения, наша тестовая акустика не смогла совсем уж огорчить усилитель, так что нижняя граница рекомендованной производителем нагрузки (4—16 Ом) вполне может восприниматься всерьез. Однако ограниченность запаса динамики (из-за низкой чувствительности колонок PMC OB1i) все же ощущалась. На шкале громкости, имеющей 72 единицы, пришлось выставить больше 60, чтобы уровень сигнала стал приемлемым для теста. При этом в большинстве музыкальных фрагментов саунд был весьма достойный, приятный и спокойный, с сильно приглушенными шумовыми призвуками и мягко нивелированными подробностями. В быстрых местах наблюдалось похвально мало сумятицы и сбивок, усилитель отлично держал темп и ритм. Но в целом исполнение классической музыки не является коньком британского аппарата, поскольку тембры оказались чересчур гладкими и формальными, а размеры инструментов и объем звука — существенно уменьшенными. 
Не слишком насыщенные и перегруженные металлические композиции, и особенно вокальный джаз, блюз и мягкий рок исполнялись очень приятно, солнечно и с правильным настроением. Именно здесь очень кстати оказалась способность поддерживать ритм, сохраняя четкий музыкальный рисунок. Некоторые претензии можно предъявить к ВЧ, особенно к очень приглушенной перкуссии со средним разрешением. Объема и ощущения помещения тоже иногда не хватало. Однако в голосовом диапазоне проблем не было, а хороший заводной ритм вытягивал довольно много записей и доставил массу положительных эмоций.

Результаты измерений:

Частотные флуктуации в звуковой области у усилителя совсем незначительные. Неравномерность характеристики на этом участке не превышает 0,3 дБ и проявляется лишь в начале НЧ-диапазона (рис. 1). Спад в ВЧ-области на частоте 80 кГц составляет 0,81 дБ. Максимальная выходная мощность при нагрузке 8 Ом равна 140 Вт и остается практически неизменной для любой частоты сигнала, чего нельзя сказать об уровне нелинейных искажений (рис. 2). В области низких частот значение КНИ составляет тысячные доли процента (0,003%, 80 Гц, 0,5 Pmax), а на высоких частотах — уже сотые (0,017%, 10 кГц, 0,5 Pmax). Тем не менее по этому показателю усилитель Arcam лучший в нашей подборке. Взаимопроникновение сигнала между каналами находится ниже порога различимости во всем диапазоне слышимых частот (рис. 3). Из минусов следует отметить сравнительно невысокий коэффициент демпфирования (95).

Паспортные данные: 
Название – Arcam FMJ A38 | Входное сопротивление, кОм – 10 | Входная чувствительность, мВ – 250 | Выходная мощность (при нагрузке 8 / 4 Ом, 20—20 000 Гц, КНИ менее 0,5%), Вт – 100 / 140 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (уровень не указан) | Гармонические искажения (1 кГц, 8 Ом), % – 0,005 | Отношение сигнал/шум, дБ – 104 | Разделение каналов, дБ – не указано | Аудиовходы – стереопары RCA (7), Phono, Power in | Аудиовыходы – стереопары RCA (2), Pre-out, на наушники (джек 6,3 мм) | Энергопотребление (standby / maximum), В•A – 2 / 800 | Габариты, см – 11 x 43 x 37 | Масса, кг – 9,3

Оценки: 
Дизайн – 85% 
Качество изготовления – 80% 
Звучание – 85% 
Эргономика – 85%

Итоговая оценка – 85%

Плюсы: отличный темп и ритм, ровная середина, приличный неакадемический вокал 
Минусы: слишком гладкие тембры, малый запас динамики

Вывод: 
Усилитель с ровным, спокойным и ритмичным звучанием, хотя и не отличающийся тембральными красотами или сверхразрешением. Крупная оркестровая форма или нагруженный современный экстрим — совсем не его тема. Зато ему хорошо удаются спокойные камерные жанры

Итоги

Результаты прослушивания оказались примечательными и весьма неожиданными. Будем считать, что виной тому пресловутая зона перехода, в которой возможны разные сюрпризы. Например, заслуженным и ярким победителем стал цифровой усилитель, и это — среди других претендентов «с хорошей историей» и традиционной конструкцией! А теперь изложим все по порядку. 
Начнем с T+A Power Plant. Надо сказать, что уважаемая немецкая фирма впервые обратилась к классу D в усилении, и этот дебют вышел чрезвычайно удачным. Конечно, при прямом сравнении с представителями более высокой ценовой категории (хотя бы той же T+A) будут заметны некоторые недочеты и по тембрам, и по выразительности, и по детализации баса. Но, во-первых, это все равно лучшее выступление в данном конкретном тесте. А во-вторых, когда музыка воспроизводится так крупно, сочно, натуралистично и с радостным задором, не следует подходить к прослушиванию, вооружившись лупой. В поисках соринок и морщинок можно пропустить все самое интересное. Безусловная победа и «Best Buy».
Норвежский Electrocompaniet Prelude PI-2 продемонстрировал изящный, утонченный и пластичный звук, по аристократичности подачи — лучший в тесте. Его исполнению не мешало бы добавить тембральной насыщенности и самую чуточку масштаба. Иногда все же становились заметными некоторые компромиссы в питании — при развертывании форте звук садился в одну из АС и сцена начинала гулять. Хотя сами пики выводились при этом достаточно мощно, в согласии с логикой и ожиданиями. Указанные недочеты (на самом деле не столь существенные) не позволили усилителю стать лидером, но второе место и титул «Hi-Fi Recommended» — его по праву. Дополнительно можно отметить превосходный, очень точный регулятор громкости с длинной шкалой в 127 единиц. 
Канадский рецепт качественного аудио являет собой полную противоположность. Крупный внушительный звук Anthem Integrated 225 радикально отличается от текучей прозрачной подвижности норвежца. 
Строго говоря, оба варианта неидеальны, Prelude PI-2 стоило бы добавить чуть весомости и напора, а Anthem — живости, открытости и воздушности. Серьезный плюс в пользу канадца — то, как он отрабатывает форте: чисто, беспроблемно как с точки зрения искажений, так и по отсутствию заметной компрессии. Ряд инструментов и тембров (особенно скрипка) у Anthem ощутимо лучше, чем у Electrocompaniet. И все же пластичность и музыкальность последнего перевешивают при прослушивании музыки многих музыкальных жанров. В итоге канадец из-за некоторой своей статичности остается на третьем месте. 
Два следующих аппарата (оба — представители британской школы звука), Exposure 3010 S2 и Arcam FMJ A38, оказались не слишком подходящими партнерами для нашей низкоомной и малочувствительной тестовой акустики (тоже английской, кстати говоря). Однако признаки недостаточного контроля над акустическими системами проявились у них в различной манере. У усилителя Exposure постоянно оставляла желать лучшего оформленность нижнего и среднего баса, а также присутствовали заметные искажения и резкость на форте, причем во многих музыкальных жанрах. В отличие от него представитель Arcam в динамических пиках не увеличивал искажения, а заметно приседал по громкости, выдавая тихий сыплющийся песочек вместо удара. 
Если отвлечься от этих моментов (свойственных именно связке колонок и усилителя, а не отдельным аппаратам), Exposure произвел очень приятное впечатление добротностью и качественностью конструкции. Также в список его плюсов можно внести точное сфокусированное звучание с изобилием деталей (хотя и с легким холодком) и прекрасный драйв. Модель Arcam продемонстрировала спокойный гладкий звук, «добросовестно хай-файный», безо всяких поползновений в область породистого хай-энда. Общим же для обоих аппаратов был отличный ритм и его жесткое удержание даже в весьма сложных композициях.

Мария Савина

Hi-Fi.ru, 11 мая 2011

About Author

Добавить комментарий