Conrad-Johnson ET 3

В середине 1970-х американцы Уильям Конрад и Льюис Джонсон, экономисты по профессии и аудиофилы по призванию, сошлись во мнении, что качество бытовой аудиоаппаратуры оставляет желать лучшего, и решили заняться ее разработкой сами. Так родилась фирма Conrad-Johnson, ныне одна из самых уважаемых в отрасли.  В арсенале фирмы нет интегрированных усилителей, поскольку это противоречило бы ее философии.

1.jpg

ГАРМОНИЯ В ЗОЛОТЕ
Выполненные в едином золотисто-черном дизайне
аппараты сочетаются друг с другом идеально.
На фасад предусилителя вынесены кнопки
выбора входов и регулятора громкости,
а в центре — круглый иллюминатор дисплея
с индикацией под цвет свечения ламп.
Очень симпатично.

Уильяма и Льюиса не столько удручал общий уровень качества, сколько изумляла явная разница в звучании устройств разных производителей. А раз так, значит, потенциал схемных решений был далеко не исчерпан. На основе этой дедукции (элементарно, Ватсон!) Конрад и Джонсон выработали подход, созвучный мыслям Агафьи Тихоновны из гоголевской «Женитьбы», — совместить в одном устройстве достоинства нескольких. Не знаю, насколько для конструирования аудиоаппаратуры полезно экономическое образование, но факт остается фактом: в 1977 году появился первый плод совместных разработок Конрада и Джонсона — предварительный усилитель исключительно на лампах, получивший (впоследствии) наименование PV и (немедленно) признание в аудиофильских кругах. Два года спустя фирма дебютировала в классе «бескомпромиссный High End» с ламповым мощником Premier One (2×200 Вт!), и эксперты одного из авторитетных американских Hi-Fi-изданий назвали его лучшим усилителем 70-х. В 1985-м Конрад и Джонсон обратились к транзисторным схемам (предусилитель Motif МС7), а еще год спустя — к цифровой аппаратуре (CD-проигрыватель Sonographe SD1). Однако их первой любовью остается ламповая аппаратура. Именно она, по их мнению, наилучшим образом воплощает философию фирмы — воссоздать в домашних условиях впечатления, испытываемые слушателем на живом концерте. Не меньше, но и не больше — нужно передать замысел создателей без всяких прикрас, и компромиссы здесь неприемлемы.

Начнем с того, что в арсенале фирмы нет интегрированных усилителей. Даже предоставленная на тестирование система начального (по фирменным меркам, разумеется) уровня состоит из отдельных блоков. Предварительный усилитель ЕТ 3 является уменьшенной копией флагманского аппарата GAT, и не только по внешнему виду — на входе установлен тот же двойной триод 6922. В схеме всего два каскада — для усиления по напряжению (с вышеупомянутым триодом) и по току с буферными полевыми транзисторами (FET). Такое решение позволяет без проблем подключать ЕТ 3 к любому, в том числе и транзисторному, мощнику. (На предыдущих моделях для усиления по току использовался катодный повторитель, однако некоторые усилители мощности при работе с ним начинали генерировать фон.) Глубина обратной связи приближается к нулю, что обеспечивает, помимо прочего, отсутствие фазовых искажений. Источник питания, по фирменной традиции, собран на полупроводниковых приборах. В схеме используются металлопленочные резисторы и полипропиленовые конденсаторы (все — аудиофильского уровня), а также высокоточный ступенчатый аттенюатор для изменения уровня громкости (при нажатии на соответствующие кнопки слышно, как пощелкивают реле, но это лишь наполняет владельца гордостью за покупку).

2.jpg

[01] — Предварительный усилитель со снятой верхней крышкой.
В центре находится двойной триод 6922, служащий усилителем
по напряжению, рядом усилитель по току на полевых транзисторах.

3.jpg

На пульте ДУ явно сэкономили.
Непритязательная пластиковая коробочка
не соответствует классу устройства,
которым управляет.

4.jpg

[02] — Предусилитель оборудован шестью линейными несимметричными
входами (включая один со сквозным каналом) и выходом, а также
нерегулируемым входом/выходом для работы в системе домашнего
кинотеатра и регулируемым — для подключения внешнего эквалайзера.
У мощника тоже лишь несимметричный вход.

Словом, все как у гораздо более дорогих моделей GAT и СТ5, за исключением лишь возможности регулировать баланс. Энтузиасты винила могут за отдельную плату оснастить ЕТ 3 фирменным референсным фонокорректором ТЕА1 как с высоким уровнем предусиления (54 дБ для картриджей, выдающих сигнал до 1 мВ), так и с низким (40 дБ). Импеданс картриджа может варьироваться в пределах 200 Ом — 47 кОм (предусмотрен специальный переключатель), так что корректор без проблем можно согласовать как с МС-, так и с ММ-звукоснимателем.

Усилитель мощности выполнен в едином с ЕТ 3 дизайнерском ключе — золоченый корпус и черный кожух ламп на четырех пружинных винтах, снять которые можно при помощи специального ключа, поставляемого штатно. Последний служит и для регулировки напряжения смещения (оно индицируется красными светодиодами около каждого из четырех тетродов КТ120, которые установлены в выходных каскадах). Входные каскады собраны на триодах 6922 плюс инвертирующий каскад на двойном триоде 6189. За лампами расположены два выходных крупных трансформатора, солидный «транс» источника питания и пара светодиодов, сигнализирующих о перегоревшем предохранителе. Сзади линейный вход и высококачественные акустические клеммы. Усилитель рассчитан на работу с акустикой импедансом 4,8 или 16 Ом.

После подключения к 8-Ом громкоговорителям (ЕТ 3 инвертирует фазу, поэтому кабели к колонке пришлось подключать наоборот) и нескольких часов прогрева мы приступили к прослушиванию. Первым приятно удивившим нас фактором была полная «всеядность» комплекта: джаз, рок, электронная музыка, вокальные партии — все воспроизводилось с одинаковой уверенностью и реализмом. Стоило закрыть глаза, и казалось, можно пожать руку солисту или хлопнуть барабанщика по плечу и сказать: «Старик, ты сегодня в ударе!» Затем мы с удовольствием обнаружили, что характерный для ламповой аппаратуры изъян (неспособность точно отработать сигнал с крутым фронтом) у этой системы практически отсутствует. В звучании безукоризненно сочетаются теплота и натиск. Возможно, со сверхчумовым треком в стиле спид-метал она справится не идеально, но мы умудрились не без удовольствия послушать Blind Guardian! Здесь важнее другое — передать душу музыки, а творениям Конрада и Джонсона это удается на славу.

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ЕТ 3
Звук
• Уровень предварительного усиления, дБ 25
• Максимальная амплитуда выходного сигнала, В (RMS) 20
• КНИ, % 0,15
• Импеданс, Ом 100
• Диапазон рабочих частот, Гц 2—100 000
• Инвертирование фазы +
Конструкция
Лампы
число/тип 1/6922
• Аналоговые входы/выходы
несимметричные 6/2
балансные -/-
нерегулируемые +/+
для записи на магнитофон +/+
• Габариты, мм 482x333x84
• Масса, кг 5,9
УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ CLASSIC SIXTY
Звук
• Выходная мощность, Вт
(30—15 000 Гц, 1,5 % КНИ, 2 кан., 4 Ом), Вт
60
• Диапазон рабочих частот (на 10 Вт, ±3 дБ), Гц 2—20 000
• Соотношение сигнал/шум, дБ 96
• Входной импеданс, кОм 100
• Диапазон рабочих частот, Гц 2—100 000
• Инвертирование фазы
Конструкция
Лампы
число/тип 1/6189, 2/6922, 4/КТ120
• Аудиовходы/выходы 1/-
• Крепление акустики винт.
• Габариты, мм 336x441x168
• Масса, кг 18,6
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ЕТ 3
• Верхняя рабочая частота по уровню -0.5/-3/-6 дБ, кГц 90/>95/>95
• Неравномерность в полосе частот 20—20 000 Гц, дБ 0,3
• Уровень АЧХ на 10/95 кГц, дБ 0,15/0,24
УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ CLASSIC SIXTY
• Верхняя рабочая частота по уровню -0.5/-3/-6 дБ, кГц 20/>63/>90
• Неравномерность в полосе частот 20—20000 Гц, дБ 0,4
• Уровень АЧХ на частоте 10/95 кГц, дБ 0,03/-7,66
• Рвых, Вт (КНИ 3,0%, 8 Ом) на частоте 80 Гц/1 кГц/10 кГц 50,6/53,8/46,6
• Коэффициент демпфирования 25
• КНИ на 0,5 Рвых, % на частоте 80/1000/10 000 Гц 0,099/0,081/0,207
• Верхняя рабочая частота по уровню -0.5/-3/-6 дБ, кГц 20/>60/>80
• Неравномерность в полосе 20—20 000 Гц, дБ 0,45
• Уровень АЧХ на частоте 10/95 кГц, дБ 0,10/-8,65
• Разделение каналов (L-R/ R-L), дБ 56/55
• Дисбаланс каналов, дБ -0,44

5.jpg

АЧХ предварительного усилителя

6.jpg

АЧХ комплекта «пред/мощник»

КОММЕНТАРИЙ

Раньше нам казалось, что такой график АЧХ, как у предусилителя, можно встретить только в учебниках по радиоэлектронике как пример идеальной характеристики. Даже на пределе измерений (95 кГц) падение амплитуды составило всего 0,24 дБ! Иными словами, аппарат раскроет потенциал аудиозаписей любого разрешения. У мощника не столь замечательная АЧХ, но по уровню -3 дБ она достигает 60 кГц, что должно удовлетворить самого требовательного аудиофила. КНИ, ахиллесова пята ламповых усилителей, вполне приемлем (лишь на верхах его величина превышает 0,1 %). Так же можно характеризовать и коэффициент демпфирования — он позволяет подключать акустику не самой высокой чувствительности. Уровень разделения каналов достаточно высок, а дисбаланс, наоборот, находится ниже порога слышимости.

About Author

Добавить комментарий