В середине 1970-х американцы Уильям Конрад и Льюис Джонсон, экономисты по профессии и аудиофилы по призванию, сошлись во мнении, что качество бытовой аудиоаппаратуры оставляет желать лучшего, и решили заняться ее разработкой сами. Так родилась фирма Conrad-Johnson, ныне одна из самых уважаемых в отрасли. В арсенале фирмы нет интегрированных усилителей, поскольку это противоречило бы ее философии.
ГАРМОНИЯ В ЗОЛОТЕ
Выполненные в едином золотисто-черном дизайне
аппараты сочетаются друг с другом идеально.
На фасад предусилителя вынесены кнопки
выбора входов и регулятора громкости,
а в центре — круглый иллюминатор дисплея
с индикацией под цвет свечения ламп.
Очень симпатично.
Уильяма и Льюиса не столько удручал общий уровень качества, сколько изумляла явная разница в звучании устройств разных производителей. А раз так, значит, потенциал схемных решений был далеко не исчерпан. На основе этой дедукции (элементарно, Ватсон!) Конрад и Джонсон выработали подход, созвучный мыслям Агафьи Тихоновны из гоголевской «Женитьбы», — совместить в одном устройстве достоинства нескольких. Не знаю, насколько для конструирования аудиоаппаратуры полезно экономическое образование, но факт остается фактом: в 1977 году появился первый плод совместных разработок Конрада и Джонсона — предварительный усилитель исключительно на лампах, получивший (впоследствии) наименование PV и (немедленно) признание в аудиофильских кругах. Два года спустя фирма дебютировала в классе «бескомпромиссный High End» с ламповым мощником Premier One (2×200 Вт!), и эксперты одного из авторитетных американских Hi-Fi-изданий назвали его лучшим усилителем 70-х. В 1985-м Конрад и Джонсон обратились к транзисторным схемам (предусилитель Motif МС7), а еще год спустя — к цифровой аппаратуре (CD-проигрыватель Sonographe SD1). Однако их первой любовью остается ламповая аппаратура. Именно она, по их мнению, наилучшим образом воплощает философию фирмы — воссоздать в домашних условиях впечатления, испытываемые слушателем на живом концерте. Не меньше, но и не больше — нужно передать замысел создателей без всяких прикрас, и компромиссы здесь неприемлемы.
Начнем с того, что в арсенале фирмы нет интегрированных усилителей. Даже предоставленная на тестирование система начального (по фирменным меркам, разумеется) уровня состоит из отдельных блоков. Предварительный усилитель ЕТ 3 является уменьшенной копией флагманского аппарата GAT, и не только по внешнему виду — на входе установлен тот же двойной триод 6922. В схеме всего два каскада — для усиления по напряжению (с вышеупомянутым триодом) и по току с буферными полевыми транзисторами (FET). Такое решение позволяет без проблем подключать ЕТ 3 к любому, в том числе и транзисторному, мощнику. (На предыдущих моделях для усиления по току использовался катодный повторитель, однако некоторые усилители мощности при работе с ним начинали генерировать фон.) Глубина обратной связи приближается к нулю, что обеспечивает, помимо прочего, отсутствие фазовых искажений. Источник питания, по фирменной традиции, собран на полупроводниковых приборах. В схеме используются металлопленочные резисторы и полипропиленовые конденсаторы (все — аудиофильского уровня), а также высокоточный ступенчатый аттенюатор для изменения уровня громкости (при нажатии на соответствующие кнопки слышно, как пощелкивают реле, но это лишь наполняет владельца гордостью за покупку).
[01] — Предварительный усилитель со снятой верхней крышкой.
В центре находится двойной триод 6922, служащий усилителем
по напряжению, рядом усилитель по току на полевых транзисторах.
На пульте ДУ явно сэкономили.
Непритязательная пластиковая коробочка
не соответствует классу устройства,
которым управляет.
[02] — Предусилитель оборудован шестью линейными несимметричными
входами (включая один со сквозным каналом) и выходом, а также
нерегулируемым входом/выходом для работы в системе домашнего
кинотеатра и регулируемым — для подключения внешнего эквалайзера.
У мощника тоже лишь несимметричный вход.
Словом, все как у гораздо более дорогих моделей GAT и СТ5, за исключением лишь возможности регулировать баланс. Энтузиасты винила могут за отдельную плату оснастить ЕТ 3 фирменным референсным фонокорректором ТЕА1 как с высоким уровнем предусиления (54 дБ для картриджей, выдающих сигнал до 1 мВ), так и с низким (40 дБ). Импеданс картриджа может варьироваться в пределах 200 Ом — 47 кОм (предусмотрен специальный переключатель), так что корректор без проблем можно согласовать как с МС-, так и с ММ-звукоснимателем.
Усилитель мощности выполнен в едином с ЕТ 3 дизайнерском ключе — золоченый корпус и черный кожух ламп на четырех пружинных винтах, снять которые можно при помощи специального ключа, поставляемого штатно. Последний служит и для регулировки напряжения смещения (оно индицируется красными светодиодами около каждого из четырех тетродов КТ120, которые установлены в выходных каскадах). Входные каскады собраны на триодах 6922 плюс инвертирующий каскад на двойном триоде 6189. За лампами расположены два выходных крупных трансформатора, солидный «транс» источника питания и пара светодиодов, сигнализирующих о перегоревшем предохранителе. Сзади линейный вход и высококачественные акустические клеммы. Усилитель рассчитан на работу с акустикой импедансом 4,8 или 16 Ом.
После подключения к 8-Ом громкоговорителям (ЕТ 3 инвертирует фазу, поэтому кабели к колонке пришлось подключать наоборот) и нескольких часов прогрева мы приступили к прослушиванию. Первым приятно удивившим нас фактором была полная «всеядность» комплекта: джаз, рок, электронная музыка, вокальные партии — все воспроизводилось с одинаковой уверенностью и реализмом. Стоило закрыть глаза, и казалось, можно пожать руку солисту или хлопнуть барабанщика по плечу и сказать: «Старик, ты сегодня в ударе!» Затем мы с удовольствием обнаружили, что характерный для ламповой аппаратуры изъян (неспособность точно отработать сигнал с крутым фронтом) у этой системы практически отсутствует. В звучании безукоризненно сочетаются теплота и натиск. Возможно, со сверхчумовым треком в стиле спид-метал она справится не идеально, но мы умудрились не без удовольствия послушать Blind Guardian! Здесь важнее другое — передать душу музыки, а творениям Конрада и Джонсона это удается на славу.
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ЕТ 3 | |
Звук | |
• Уровень предварительного усиления, дБ | 25 |
• Максимальная амплитуда выходного сигнала, В (RMS) | 20 |
• КНИ, % | 0,15 |
• Импеданс, Ом | 100 |
• Диапазон рабочих частот, Гц | 2—100 000 |
• Инвертирование фазы | + |
Конструкция | |
Лампы | |
число/тип | 1/6922 |
• Аналоговые входы/выходы | |
несимметричные | 6/2 |
балансные | -/- |
нерегулируемые | +/+ |
для записи на магнитофон | +/+ |
• Габариты, мм | 482x333x84 |
• Масса, кг | 5,9 |
УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ CLASSIC SIXTY | |
Звук | |
• Выходная мощность, Вт (30—15 000 Гц, 1,5 % КНИ, 2 кан., 4 Ом), Вт |
60 |
• Диапазон рабочих частот (на 10 Вт, ±3 дБ), Гц | 2—20 000 |
• Соотношение сигнал/шум, дБ | 96 |
• Входной импеданс, кОм | 100 |
• Диапазон рабочих частот, Гц | 2—100 000 |
• Инвертирование фазы | – |
Конструкция | |
Лампы | |
число/тип | 1/6189, 2/6922, 4/КТ120 |
• Аудиовходы/выходы | 1/- |
• Крепление акустики | винт. |
• Габариты, мм | 336x441x168 |
• Масса, кг | 18,6 |
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ЕТ 3 | |
• Верхняя рабочая частота по уровню -0.5/-3/-6 дБ, кГц | 90/>95/>95 |
• Неравномерность в полосе частот 20—20 000 Гц, дБ | 0,3 |
• Уровень АЧХ на 10/95 кГц, дБ | 0,15/0,24 |
УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ CLASSIC SIXTY | |
• Верхняя рабочая частота по уровню -0.5/-3/-6 дБ, кГц | 20/>63/>90 |
• Неравномерность в полосе частот 20—20000 Гц, дБ | 0,4 |
• Уровень АЧХ на частоте 10/95 кГц, дБ | 0,03/-7,66 |
• Рвых, Вт (КНИ 3,0%, 8 Ом) на частоте 80 Гц/1 кГц/10 кГц | 50,6/53,8/46,6 |
• Коэффициент демпфирования | 25 |
• КНИ на 0,5 Рвых, % на частоте 80/1000/10 000 Гц | 0,099/0,081/0,207 |
• Верхняя рабочая частота по уровню -0.5/-3/-6 дБ, кГц | 20/>60/>80 |
• Неравномерность в полосе 20—20 000 Гц, дБ | 0,45 |
• Уровень АЧХ на частоте 10/95 кГц, дБ | 0,10/-8,65 |
• Разделение каналов (L-R/ R-L), дБ | 56/55 |
• Дисбаланс каналов, дБ | -0,44 |
АЧХ предварительного усилителя
АЧХ комплекта «пред/мощник»
КОММЕНТАРИЙ
Раньше нам казалось, что такой график АЧХ, как у предусилителя, можно встретить только в учебниках по радиоэлектронике как пример идеальной характеристики. Даже на пределе измерений (95 кГц) падение амплитуды составило всего 0,24 дБ! Иными словами, аппарат раскроет потенциал аудиозаписей любого разрешения. У мощника не столь замечательная АЧХ, но по уровню -3 дБ она достигает 60 кГц, что должно удовлетворить самого требовательного аудиофила. КНИ, ахиллесова пята ламповых усилителей, вполне приемлем (лишь на верхах его величина превышает 0,1 %). Так же можно характеризовать и коэффициент демпфирования — он позволяет подключать акустику не самой высокой чувствительности. Уровень разделения каналов достаточно высок, а дисбаланс, наоборот, находится ниже порога слышимости.