Mark Levinson SACD No. 512

 

Нет, речь в данном случае вовсе не об эпохе застоя и не о радиостанции, немало поспособствовавшей разрушению железного занавеса, который скрывал от советских слушателей события в мире. Хотя объект теста — явление в своем роде не менее знаковое. Компания Mark Levinson Audio Systems, созданная в 1972 году, долгое время была одним из флагманов американского аудиопрома и универсальной фирмой, одинаково способной сделать источник сигнала или усилитель, почитаемые в дальнейшем как референсные. За свою жизнь фирма испытала ряд реорганизаций, и с каждой были связаны новые линейки и модели. Результат последней — данная тройка аппаратов.

 

Конструкция

Компания Mark Levinson при разработке компонентов неизменно придерживается ряда принципов, переходящих в новой аппаратуре из поколения в поколение, независимо от ценовой категории конкретных моделей. И топовые двух- и трехблочные конструкции, и «простые» одноблочные все равно несут на себе печать фирмы, имея узнаваемый стиль и звуковой почерк. Предварительный и оконечный усилитель из сегодняшней троицы — не самые бескомпромиссные и сложные устройства бренда, но это по-прежнему старый добрый Mark Levinson.

Из трех аппаратов только усилитель мощности No. 532H выполнен в конфигурации двойное моно, с поддержкой двумя идентичными тороидальными трансформаторами. Однако во всех трех случаях трассировка и компоновка элементов схем сделаны таким образом, чтобы максимально понизить взаимные наводки и убрать наиболее шумящие компоненты подальше от остальных. В однокорпусных блоках «грязные» входные контуры питания и выходные аудиоцепи размещаются на разных платах, отделенных друг от друга стальными перегородками. В бескомпромиссных по конструкции и, соответственно, существенно более дорогих вариантах, таких как, скажем, знаменитый предусилитель No. 32, эти две части были разнесены не по разным областям одного объема, а по разным корпусам. Источники питания помещены в экранирующие кожухи, для всей тройки используются исключительно малошумящие трансформаторы, сделанные фирмой Noratel по спецификации Mark Levinson. Также предприняты дополнительные меры по экранированию плат выходных разъемов. Имеются и другие признаки хорошего тона при аудиоконструировании — полностью балансные схемы и фильтрация напряжения в два каскада. По два независимых источника питания у плеера и предварительного усилителя, как уже отмечалось, работают не на двойное моно, а обеспечивают достаточно стандартное разделение полномочий — поддержку цифровой и аналоговой части плеера и питание сигнальных аудиоконтуров и сервисных цепей предусилителя.

Чтением музыкального сигнала с дисков CD и SACD в нашей связке занимается первый в истории фирмы проигрыватель Super Audio CD — модель No. 512, появившаяся в каталогах Mark Levinson в 2008 году. Для нее использована идейно простая и весьма эффективная схема минимизации джиттера, основанная на предварительном считывании информации с диска в буфер, что позволяет «отвязаться» от временных ошибок считывания у транспорта. Последующая синхронизация данных на выходе буфера осуществляется с помощью фирменного контура Direct Digital Synthesis, управляемого прецизионным генератором тактовой частоты. Для цифроаналогового преобразования задействованы четыре 24-битных ЦАПа AD1955 в двойном дифференциальном включении. DSD-поток с Super Audio CD конвертируется в ЦАПах в исходном формате, без предварительного преобразования в PCM. Элементы ЦАПов собраны на шестислойной печатной плате Nelco. Плеер имеет собственный встроенный регулятор громкости, максимальные значения напряжения на выходе составляют 4 и 16 В — соответственно для небалансного и балансного выхода.

Второй компонент системы, предварительный усилитель, спроектирован по мотивам знаменитой модели No. 32, но с некоторыми изменениями и упрощениями. Хотя и не выполненный в конфигурации двойное моно, No. 326S, по заявлению производителя, обеспечивает минимальное взаимопроникновение каналов практически на уровне раздельных конструкций. Главная печатная плата сделана из материала Arlon 25, характеризующегося низкими диэлектрическими потерями при прохождении сигнала. Все входы конфигурируемые, для них можно задать индивидуальный коэффициент усиления (гейн) 0, 6, 12 и 18 дБ. Шкала громкости с максимумом 80 дБ имеет разный шаг в нижней и верхней области мощностей (1 и 0,1 дБ), что дает при работе двух поканальных регуляторов исключительную равномерность на слух. В схеме применены модифицированные прецизионные потенциометры, стоявшие в No. 32.

Как и в прежних моделях, присутствует ряд полезных опций, как-то: установка для каждого входа по умолчанию индивидуального уровня громкости, максимального уровня сигнала и величины приглушения сигнала при включении режима Mute. И, наконец, при выборе опции Mono есть четыре возможности по-разному «приготовить» сигнал из смеси правого и левого каналов — суммарный L+R, разностный L-R, только R, только L.

Через год после появления своего первого SACD-плеера Mark Levinson сделал целую серию новых моно-, стерео- и многоканальных усилителей, объединенную условным обозначением No. 500H. Наш тестовый вариант No. 532H — младший из двух стереоусилителей, если оценивать по мощности («всего» 300 Вт на канал на 8 Ом). Как и прежде, он работает по полностью дифференциальной балансной схеме, но с новой и более быстрой использованной обратной связью — по току, а не по напряжению.

Довольно массивный корпус все же отличается массой и габаритами от тех, что были у прежних тяжеловесов фирмы и имеются сейчас у нынешних топ-моделей (того же No. 532 без индекса «Н», по вдвое большей цене). У него нет привычных для мощников внешних охлаждающих ребер, а есть два внутренних, прямоугольные «шахты» которых расположены посередине и ведут от перфорированной верхней крышки вглубь. Два тороидальных трансформатора обладают энерговооруженностью по 425 ВА, что тоже ниже, чем типичный показатель фирменных оконечников. Однако производитель обещает беспроблемную отработку пиковых значений токов. Вместо нескольких конденсаторов больших номиналов в фильтре питания используется много «банок» Nichicon по 3300 мкФ. Это было мотивировано требованиями компактности, кратчайшего пути и оптимального размещения фильтрующих элементов максимально близко к усилительным. No. 532H имеет по шестнадцать выходных транзисторов на канал.

Рассматриваемые три аппарата не принадлежат к одной линейке и чуть отличаются друг от друга внешне, хотя у них есть и ряд повторяющихся элементов, безошибочно позволяющих отнести все трио к роду ML. Корпуса блоков цельноалюминиевые, с превосходной шлифовкой, дающей тонкий муаровый рисунок и делающей поверхность почти зеркальной. Металла конструкторы не пожалели, даже загрузочный лоток у плеера оказался литым цельнометаллическим. Пресловутые признаки породы — знакомые белые подрессоренные рукоятки и россыпь кнопок в тон к ним, а также единообразная цветовая индикация на красных светодиодах и неизменные таблички с номерами моделей — позволяют комплекту смотреться как единое целое. В числе других родовых примет — неизменные клеммы для акустического кабеля у мощника в виде характерного двухлопастного винта (Mark Levinson предпочитает называть их Hurricane — «Ураган»). Тут нелишне будет отметить, что в европейской модификации, в отличие от родной американской, эти клеммы принимают только кабели, разделанные лопатками, — никаких «бананов».

При функционировании трио оставляет приятное впечатление благодаря интуитивной понятности и дружественности к пользователю, а также простым одноуровневым меню с легко изменяемыми опциями. Мало того, для максимального удобства блоки могут соединяться и синхронизироваться друг с другом с помощью компьютера, по собственному протоколу ML со стандартным Ethernet, через фирменный сервер. В этом случае контроль и диагностику работоспособности всех трех аппаратов можно проводить онлайн через один из них, задав «главное» устройство (остальные два станут «ведомыми»). Разумеется, присутствует и полный набор из шести управляющих триггеров — вход и выход IR на каждом компоненте.

Прослушивание

Монобрендовые системы зачастую демонстрируют цельный «замкнутый» звук, который может быть своеобразен или, напротив, лежать вполне в русле общепринятых ценностей, но далеко не всегда попытка вскрыть это «первичное яйцо» и изменить его почерк, введя компоненты сторонних фирм, заканчивается успешно. Трио Mark Levinson — явно не из числа подобных систем и аппаратов. Пресловутая цельность фирменного почерка здесь налицо, но все три устройства обладают исключительной чуткостью и даже податливостью, готовностью продемонстрировать иной характер и при подключении приборов других марок, и при замене акустики. Причем если рассуждать только об усилителе мощности, то эта податливость оказывается в какой-то степени чуть чрезмерной. От мускулистых оконечников обычно подсознательно ожидаешь некоего навязывания своей манеры. Но Power Amplifier No. 532H совсем не таков, он очень пластичен и по-разному реагирует не только на разную нагрузку, но и на смену источника сигнала. С родным плеером аппарат выглядит чуть более успокоенным, чем нужно для эмоциональной передачи драматичных музыкальных фрагментов. И он же серьезно оживляется при включении, например, dCS Debussy, и сразу становится заметно, что мощник отменно держит темпоритм и успевает прокручивать самые стремительные и жесткие басовые партии — то есть собственная смягченная атака немного нивелирует подобный эффект, а dCS вытаскивает его обратно. Однако без врожденного умения No. 532H превосходно контролировать бас и формировать ритмический скелет просто нечего было бы вытаскивать.

Если говорить о характере системы в целом, то связке из трех компонентов ML присущ прозрачный, чистый и нейтральный звук, не холодный и не перегретый по тембровой гамме, безо всякой хирургии и с очень спокойной детальностью неутрированного толка (из той области, когда звучание совсем не кажется аналитичным, а детали слишком довлеющими, но при переключении на другие компоненты разрешения сразу становится катастрофически мало). Подача музыкального материала тоже не является мега открытой и направленной на слушателя, зато все очень ровно и соразмерно. Сцена и планы прорисованы широко и точно, никакой искусственной накачки воздуха, мнимой голографичности и музыкантов, «висящих в свободном пространстве», нет и в помине. Быстрые треки и стремительные пассажи музыкальных инструментов передаются слитно, пластично, с идеально выверенным темпоритмом и снова абсолютно спокойно. В принципе при включении в сеть аппаратам требуется довольно длительный прогрев до выхода на оптимальное звучание. Все дни, что я общалась с этой тройкой, приходилось ждать около часа, пока звук полностью раскроется. После прогрева же открытости и эмоциональности становится заметно больше, хотя общий спокойный настрой сохраняется.

Тембры натуральных инструментов система воспроизводит точно, выверенно и аккуратно, в сочетании с некоторыми АС — даже аккуратистски. Например, с Dynaudio Confidence C1 клавесин в барочных записях был отмерен, словно на весах ювелира, и в таком же стиле преподносился высокий академический вокал — крайне отчетливо, но немного суховато. С другой стороны, в компании более легких (несмотря на их напольную сущность) PMC OB1i, обладающих также другим характером в середине, получается очень широкий и свободный симфонический оркестр, без малейших примесей педантичности в подаче. Зато в этой связке уходит хрустальность ВЧ, они становятся более мягкими, еле ощутимо скругленными в верхней октаве. Так что пресловутая переменчивость характера компонентов ML под влиянием окружения должна всегда учитываться при оценке их звучания. И не стоит делать скоропалительные выводы, потому что в лице рассматриваемого трио мы имеем весьма гибкую и тонкую систему, способную на обширный спектр откликов.

Если же оценивать отдельно плеер No. 512, то тоже получается довольно интересная вещь. Сам по себе, пожалуй, это самый крепкий по характеру компонент из связки, наименее склонный подчиняться посторонним вкраплениям. Как и у усилителей фирмы, в его голосе совсем нет хирургии, присутствует некоторая смягченность акцентов на началах звуков, но он отличается неизменной уверенностью воспроизведения вкупе с крупным, красиво и фактурно вылепленным звуком. Общим ощущением бесконечной комфортности звучания система, скорее всего, на 70 процентов обязана именно ему. No. 512 не чужд и тонкости, например, характерный мерцающий призвук воздуха, бьющегося внутри флейты, делается на крайне впечатляющем уровне. Хотя в целом шумовые призвуки звукоизвлечения у этого плеера очень мягко и деликатно отодвигаются на второй план. Треки на SACD тоже исполняются в своеобычной манере, отличной, допустим, от тех же dCS, но сразу узнаваемой по фирменной трактовке. Разница в форматах при прослушивании достаточно ощутима, звук, записанный в высоком разрешении, воспринимается как еще более цельный и совершенный, как замкнутая идеальная оболочка, но радикальных изменений в позиционировании источников или тембрах не происходит — это все тот же почерк ML, только еще на пару градаций приблизившийся к квинтэссенции фирменного стиля.

[Вывод]

Уравновешенное деликатное трио Mark Levinson составляет сбалансированную систему, которая не отравляет слушателя резкостью и не грузит аналитикой, но спокойно и тонко вылепляет замкнутые музыкальные образы и доставляет массу удовольствия. Система исключительно чутко реагирует на смену компонентов, так что желающие разбавить фирменный звук, добавить в него остроты или драматизма легко осуществят подобные перемены путем замены источника или с помощью внешнего ЦАПа, например такого, как dCS Debussy.

Проигрыватель дисков CD/SACD
Mark Levinson SACD No. 512 (670 000 руб.)
Tехнические параметры по данным производителя]
Воспроизведение SACD, CD
Частотный диапазон:
SACD-формат (-0,5…+0,0 дБ), Гц 20-20 000
CD-формат (-0,2…+0,0 дБ), Гц 20-50 000
Отношение сигнал/шум, дБ 108
Выходной импеданс, Ом 10
Аудиовыходы Аналоговые стерео (XLR, RCA), цифровой балансный (XLR), цифровой коаксиальный (RCA)
Потребляемая мощность, Вт 100
Габариты, мм 442 x 116 x 448
Масса, кг 14,74

Предварительный усилитель
Mark Levinson Preamplifier No. 326S (442 000 руб.)

Технические параметры по данным производителя 
Частотный диапазон, Гц 10-40 000 (+/-0,2 дБ)
Входной импеданс, кОм 100
КНИ + шум, % Менее 0,001
Отношение сигнал/шум, дБ 93
Взаимопроникновение каналов (10—20 000 Гц), дБВ Менее -94
Выходной импеданс (балансный выход), Ом Менее 50
Аудиовходы аналоговые стерео (XLR х 3, RCA х 4, Tape Loop RCA x 2)
Аудиовыходы аналоговые стерео (XLR, RCA)
Потребляемая мощность, Вт 50
Габариты, мм 450,85 x 74,04 x 344,91
Масса, кг 14

Усилитель мощности
Mark Levinson Power Amplifier No. 532H (346 000 руб.)

Технические параметры по данным производителя 
Частотный диапазон (полная мощность), Гц 10-20 000 (+/-0,5 дБ)
Входной импеданс (балансный / небалансный вход), кОм 60 / 30
Выходная мощность (8 Ом, КНИ менее 0,5%, 20—20 000 Гц), Вт 300 x 2
Отношение сигнал/шум, дБ Более 85
Выходной импеданс (20 — 20 000 Гц), Ом 0,05
Аудиовходы Стерео (XLR, RCA)
Потребляемая мощность (standby/idle/driven/max), Вт 3 / 85 / 475 / 600
Габариты, мм 451 x 194 x 504
Масса, кг 33,6

[Контрольный тракт ]

  • SACD-проигрыватель Mark Levinson SACD Player No. 512
  • Цифроаналоговый преобразователь dCS Debussy
  • Предварительный усилитель Mark Levinson No. 326S
  • Усилитель мощности Mark Levinson No. 532H
  • Акустические системы PMC OB1i, Dynaudio Confidence C1
  • Регенератор сетевого напряжения PS Audio PerfectWave Power Plant P10
  • Сетевые кабели Siltech Classic Anniversary SPX 20
  • Межблочные и акустические кабели Analysis Plus Solo Crystal Oval

[ Музыкальный материал ]

  • DISC 1 «Baroque Favourites» (EMI, CDCFP 4557)
  • DISC 2 «Baroque Music for Brass and Organ». Empire Brass Quintet with W. Kuhlman (Telarc, 80614)
  • DISC 3 Verdi «Requiem». Orchestre Revolutionnaire et Romantique, J. E. Gardiner (Philips, 442 142-2)
  • DISC 4 Beethoven «Piano Sonata No. 23 in F minor Appassionata». E. Gilels (DG, 457 296-2)
  • DISC 5 «Organ Landscape: Lubeck, St. Jakobi». W. Baumgratz (MDG Gold, 319 0962-2)
  • DISC 6 Wagner «Tannhauser: Overture». Wiener Singverein, Sir Georg Solti (Decca, 460 510-2)
  • DISC 7 Рахманинов «Литургия Св. Иоанна Златоуста». Московский камерный хор, В. Минин (Gramzapis, GCD 00012)
  • DISC 9 AC/DC «For Those About to Rock» (Sony, EPC 510766 2)
  • DISC 9 Grave Digger «Knights of the Cross» (GUN, 74321 58069) DISC 10 Kataklysm «In the Arms of Devastation» (Nuclear Blast, 27361 15275)

По материалам издания Аудиомагазин
Текст Мария САВИНА

 

About Author

Добавить комментарий